Версия для
слабовидящих
 

Национальный ансамбль песни и танца Карелии 

«КАНТЕЛЕ»

- Национальный ансамбль песни и танца Карелии "Кантеле" -

185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Карла Маркса, д. 6

Приемная директора: +7 (814-2) 55-91-05

Заказ билетов: +7 (814-2) 55-91-05

dom.kantele@yandex.ru

(1922-2012) МАЛЕНЬКАЯ ОТВАЖНАЯ ЭЛЬЗА

Заслуженная артистка Карелии.
Танцовщица, пришла в «Кантеле» в годы войны и проработала в ансамбле около 20 лет, став знаковой фигурой для многих поколений артистов.

Кем она только ни была: танцовщицей и гимнасткой, актрисой и певицей… Ее складывали, как куклу, в маленький сундучок и по мановению волшебной палочки вынимали оттуда… Ее называли «маленькой Эльзой» …
Стройная изящная женщина с аристократическими манерами и чертами лица. Человек эпохи, переживший репрессии, войны, восстановления, смену властей и формаций… Жизнь ее оказалась страшнее и правдивей любого написанного романа. 

Эльза Августовна Баландис родилась в Финляндии, в местечке Валкеакоски (в 40 км от Тампере), где в семье Августа и Суомы Лехтонен она была единственным любимым ребенком. В 1927 году семья переезжает в Канаду, где маленькая Эльза занималась акробатикой в кружке Дома культуры рабочих. Но, мучимые просачивающимися из послереволюционной России оптимистическими идеями и увлеченные рассказами приезжающих оттуда вербовщиков о молодом строящемся перспективном государстве, Лехтонены бросают два дома в Канаде и в 1933 г. едут в СССР — строить социализм… Поначалу оказываются в Ленинграде, затем в Петрозаводске, в конечном итоге — в Кондопоге. Эльза пошла в финскую школу, занялась танцами у Хельми Мальми в кружке Дома культуры. Тогда же ее заметили «большие люди»: Станислав Колосёнок, отвечавший за культуру всей Карелии, и балетмейстеры, будущие создатели карельской национальной хореографии — Хельми Мальми и Василий Кононов!
Эльза Баландис вспоминает: «В 1936 году в Кондопоге проходила детская олимпиада, для которой Хельми Мальми сделала мне акробатический танец с большим мячом. После выступления я побоялась выходить на поклон,  Колосёнок взял меня на руки и вынес на сцену. Тогда же меня заметил и В.И.Кононов. В 1936 году детская олимпиада была и в Петрозаводске. На ней я тоже заняла первое место, и меня пригласили учиться в Ленинград в Вагановское училище. Но я не пошла…». Безоблачное детство, первые успехи — казалось, ничто не предвещало трагедии…
Когда в доме появились люди в черных бушлатах, чтобы увезти с собой любимого отца, человека одной из самых мирных профессий — столяра-краснодеревщика, который жил, никому не делая зла, маленькая Эльза, чуть видимая из-за стола кроха, размахнулась и швырнула топориком — таким же крохотным, ей по руке (он до сих пор хранится у нее на кухне) — с такой силой, что, пролетев через весь коридор, он воткнулся в деревянный косяк… Но ее детский бунт не помог. Отца увели, имущество конфисковали, в один момент лишив и крова и родителей. (Как удалось выяснить Эльзе впоследствии, оба ее родителя были расстреляны как враги народа в 1938 году: отец, Август Лехтонен, — 1 октября; мачеха, Хилма Раутанен-Лехтонен, — 10 июля).
Оставшись одна, маленькая отважная Эльза начала сама кроить свою судьбу. Живя где попало, питаясь как придется, она все же закончила в Кондопоге 7 классов и, приобретя некоторый опыт в парикмахерском деле, отправилась в Петрозаводск, где за 4 месяца выучилась и сдала экзамен на дамского мастера. И дальше, где бы она ни находилась, всегда при ней были парикмахерские ножницы, расческа и помазок…
Но завораживающие слова «сцена», «театр» все же возымели свое магическое действие. В Петрозаводске существовал Финский национальный музыкально-драматический театр, в котором уже тогда танцевала будущая легенда карельской хореографии — Хельми Мальми. Эльзу приняли в театр в 1940 году. Она стала артисткой, участницей акробатических номеров, но тайком бегала в старую филармонию смотреть репетиции и концерты ансамбля «Кантеле»… Смотрела, как завороженная, на длинные волосы Анны Арифметиковой, на ее ярко-желтое платье в цветах, — и душа ее летела следом. Тогда она-то и «заболела» ансамблем «Кантеле». Но свои коррективы внесла война… В 1942 году Финский театр был эвакуирован в Архангельскую область. Далее последовали долгие военные тропы, в результате которых Эльза с обмороженными ногами оказывается в Беломорске. Играть с обмороженными ногами было невозможно, ее отправили на излечение. Вместо этого она пыталась завербоваться в партизаны… Там же, в Беломорске, оказалась и Хельми Мальми, которая работала в то время в военном ансамбле. Она и приютила Эльзу у себя дома, устроив на маленьком сундучке, а встретившиеся ей здесь же С.В.Колосенок и О.В.Куусинен помогли Эльзе вылечить ноги, сумев восстановить ее как артистку. Туда же, в Беломорск, военную столицу КАССР, прибыл после долгой изматывающей гастрольно-эвакуационной поездки по всей стране и ансамбль «Кантеле». Правда, как утверждает Эльза Августовна, она «прибыла раньше», словно предчувствуя эту, ставшую знаменательной, встречу. Здесь, в Беломорске, в дни войны, такие неподходящие дни для осуществления мечтаний, сбылась главная мечта жизни Эльзы Баландис — она стала артисткой ансамбля «Кантеле»!
Чего не пришлось пережить вместе с ансамблем за эти военные годы! Война жестоким колесом прокатилась и по личной судьбе Эльзы Августовны: подорвавшись на минном поле, остался ненайденным любимый и уже навсегда молодой муж — Василий Иванович Баландис… Бесконечные ленты дороги, разрушенные, разбомбленные города и села, лишенные крова люди. Неоднократно вагон артистов попадал под бомбежки. «Помню бомбежку в Кеми, — вспоминает Эльза Августовна. — 2 часа ночи. Мы только что приехали с концерта из воинской части. И тут началась бомбежка. Наш вагон поднялся над землей — и опустился на свое место… Бежали кто куда мог. Некоторых взрывной волной отбросило так, что они врезались головой в сараи. Воронка была такая, что в нее без труда поместился бы целый вагон…». «Отважная Эльза», оказавшаяся зажатой между второй и третьей полкой, собрала сумки, артистический реквизит, выбралась из приземлившегося вагона — и принялась ждать…
Где только ни приходилось выступать! Сценой могла оказаться лесная поляна, блиндаж, казарма, платформа грузовика. В Кандалакше на одной сценической площадке выступали вместе с Клавдией Шульженко (потом, в мирное время, в Ялте, на равных — в одном концерте с И.Козловским). И звучали повсюду согревающие душу «кантелевские» мелодии. Музыка карельских композиторов К.Раутио, А.Голланда, В.Гудкова перебивалась народными песнями в исполнении Сирки Рикка… Праздничным фейерверком кружились танцы, поставленные Василием Кононовым, Хельми Мальми: «Старая деревня», «Финская полька», «Возвращение с фронта», «Проводы»… И до необычности трогательно под звуки кантеле звучала непобедимая «Землянка», простотой и силой укрепляющая бойцов. Светлели лица раненых, моряков и военных, дивясь проникающей лиричности нехитрого струнного инструмента.
Это время Эльза Августовна вспоминала как трудное, но дорогое: время проверки и возникающих на всю жизнь отношений. Рядом были такие мастера, как Хельми Мальми, Василий Кононов. Обоих Эльза Августовна вспоминала, как ярких, необычного дарования, совершенно особенных людей…
«Мы занимались и жили в деревянном двухэтажном доме на улице Ленина. Внизу мы занимались и спали. Каждый клал свой матрац рядом с соседним, у нас получалась такая большая кровать и общее одеяло. Свой матрац я храню до сих пор. Утром Кононов приходил и в дверях кричал «Подъем!». Мы вставали, все матрацы клали за печку и начинали работать. А наверху было Управление по делам искусств» (из воспоминаний Эльзы Баландис).
Но и после войны испытания не закончились. Дочь «врага народа» чуть было не разделила судьбу отца. 17 ноября 1947 г. Эльза была арестована, а постановлением от 7 февраля 1948 г. осуждена по статье 121 («разглашение государственной тайны») и 3 года отбывала в колонии г.Воркута — тогда это называлось «временная изоляция». (Всего в «Кантеле» были арестованы 5 человек, финны и шведы по национальности. Все они, кроме Эльзы Баландис и исчезнувшей Аунэ Матсон, после освобождения уехали из Советского Союза.)
Вернувшись в ансамбль и восстановив форму, Эльза Баландис стала самой яркой солисткой того времени. Из характеристики: «Баландис Э. является одаренной танцовщицей, дисциплинированной и трудолюбивой артисткой балетного цеха ансамбля. К работе относится добросовестно, с большой ответственностью. Пользуется уважением товарищей по работе…». Кроме того, Эльза была неизменной и любимой партнершей по танцам Василия Кононова, иногда подсказывая ему идеи новых танцевальных номеров.
Максим Гаврилов вспоминал: «Под звуки баяна на сцене появлялась парочка. Она (Э.Баландис) — маленькая как шарик, а рядом он — высокий, нескладный, предельно серьезный, с лихим чубом деревенского сердцееда. Сделаны только первые движения, весь танец впереди, а образ «Парочки» уже произвел впечатление, запомнился, приковал внимание. Невозмутимый, неулыбчивый ухажер с движениями деревянной куклы вызывал улыбку…».
«У Эльзы была удивительная способность — улавливать то, что дано слышать Мастеру и уметь это воспроизвести. Потому и получались такие потрясающие картинки из истории постановки танцев, где танцуют они в паре»
, — говорили старожилы ансамбля.
«Эльзочка, пархай как эта бабочка», — сказал ей великий мастер, и слова эти остались с ней навсегда. Трепетная бабочка, которую подарил ей Кононов, хранится у нее на подвесной подушечке под полиэтиленом, среди множества других значков мест, в которых удалось побывать. Множество грамот, боевых наград, памятных значков хранит в своем домашнем архиве Эльза Баландис. За военно-шефскую работу она награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне». В 1959 году вместе с ансамблем участвовала в Декаде карельского искусства и литературы в Москве, получила звание Заслуженной артистки КАССР. Проработала в ансамбле с 1942 по 1962 год.

Человек эпохи — «отважная Эльза»… Великие и малые перемены времени отразились в ней как в зеркале.
…Пятилетняя девочка, танцующая чечетку на теплоходе, плывущем из Финляндии в Канаду… Маленькая рука, с гневом и болью зажавшая топор, готовая защитить отца… Девушка в бодрой спортивной маечке на Московском параде, накануне уже недалекого дня Победы… Крохотная ножка Золушки в сапогах 41 размера на Воркутинском лесосплаве… И всегда — артистка ансамбля «Кантеле», танцующая с Мастером непобедимую «Парочку»…
Много лет неугомонная «маленькая Эльза» была центром притяжения для бывших и нынешних артистов «Кантеле»: звонила, навещала, помогала, согревая взглядом огромных лучистых глаз. Память о ней навсегда останется важной страницей истории и судьбы ансамбля. Ведь именно благодаря таким преданным и влюбленным в свое дело людям «Кантеле» живет и развивается. В 2011 году в знак признания и в честь 75-летия ансамбля Эльзе Баландис была вручена почетная статуэтка «Золотое Кантеле».

Товар добавлен в корзину
Во время посещения сайта "kantele.ru" вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с этим. Нажмите на кнопку «Согласен», и уведомление исчезнет.