Максим Иванович Гаврилов родился в семье крестьян-карелов в д. Княжая Губа. После окончания средней школы (7-летки), работал культмассовиком в Кандалакше — организовывал вечера, участвовал в художественной самодеятельности, писал афиши и лозунги, учил старых людей грамоте. Здесь, в Кандалакше, в 1936 году, его внимание привлекли звуки серебристых кантеле: только что созданный В.Гудковым ансамбль исполнял на сцене железнодорожного клуба «Руны Калевалы». Концерт произвел огромное, неизгладимое впечатление, особенно исполнение песен на родном карельском языке. «Сидел я в зале, — пишет Гаврилов в своем дневнике, — и хорошей завистью завидовал исполнителям, карельским парням и девушкам». Осенью 1936 года Кандалакшское роно направило Гаврилова на учебу в ленинградскую культпросветшколу. Но в Петрозаводске, где нужно было сдавать экзамены, биография будущего артиста «дала острый поворот» — он поступает в Карельское театральное училище. Однако через год училище было расформировано. Приехав в Петрозаводск за документами, Гаврилов познакомился с кантелистом Людвигом Каргулевым, который и пригласил Максима в «Кантеле».
«…Итак, с 1 сент. 1938 г. я ученик в анс. «Кантеле». Познакомившись с кантеле, не зная нот, расположения струн — мне инструмент сразу не понравился. Премудрость учебы казалась недосягаемой. Сказал Гудкову, что я бы лучше на баяне… — Хорошо, — сказал он. — Занимайся на баяне.
Первые уроки мне дал И.Н. Семенов — баянист. А первой вещью, кроме гамм, была грузинская песня «Сулико».
Прошло два месяца. Гудков сказал, что ансамблю баянисты не нужны, а нужны кантелисты. Я было хотел уволиться и поступить в техникум, но время было упущено, учебные заведения укомплектованы, и я остался в «Кантеле». Начались регулярные занятия по освоению кантеле-альт, знакомство с нотной грамотой, читка нот с листа. Впрочем, музыкально грамотных людей в ансамбле не было, но старое поколение уже играло довольно свободно с листа. Первыми произведениями для меня были «Руны Калевалы», «Тупицынская кадриль», «Ийвана пойка», «Рускей нейчут» и др. Играли все по нотам, даже на концертах. Через полгода Гудков разрешил сесть в оркестр и пробовать играть. Это было в филармонии. Открылся занавес. Меня сразу ослепили яркие прожектора. Я беспомощно царапал струны, играл в паузах, а Гудков, дирижируя, смотрел через очки и сердился. От этого я еще больше терялся. Это было тяжелой пыткой. Чуть было это выступление не стало последним в моей жизни… Но начало есть!» (из дневника Максима Гаврилова).
Трудно поверить, что эти строки написаны об артисте, имя которого впоследствии стало для культурной общественности Карелии символом исполнителя-кантелиста!..
Сложен и интересен был путь Максима Гаврилова к инструменту. Познавать тайны исполнительского мастерства ему пришлось «на ходу», не имея даже начатков музыкального образования. В первые годы он увлекся танцами и танцевальными сценками; природная одаренность и артистичность в сочетании с упорным трудом позволяли Гаврилову создавать яркие образы, и в амплуа танцора ему сопутствовал закономерный успех («…характерный танцор — так отзываются обо мне после новой программы…»). В 1951 году Гаврилов даже возглавил танцевальной коллектив «Кантеле» из 11 человек, ставший лауреатом III Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Берлине. В общей сложности артист был занят в двух с половиной десятках танцев, поставленных балетмейстерами Х.Мальми, В.Кононовым, А.Каменским. Исследователями высоко оценивается вклад Гаврилова в создание профессиональной национальной хореографии Карелии.
Но занятия на кантеле, которое Гаврилов осваивал параллельно с разучиванием танцев, вскоре захватили его целиком. Он индивидуально занимается с дирижером Я.Геншафтом, который всегда помогал артистам, когда встречались сложные места, каденции, соло. Постепенно Гаврилов становится ведущим исполнителем-кантелистом ансамбля. Он выступает соло и в оркестре, записывается на радио и киножурналы, много занимается, играет также в квартете и в дуэте в Тойво Вайноненом.
Особая страница жизни артиста — военные годы, которые он прошел вместе с ансамблем. При изучении этого периода совершенно нельзя обойтись без его дневника, который он вел на протяжении многих лет. (Дневник хранится в личном деле Максима Гаврилова в Национальном архиве Карелии; в архиве «Кантеле» есть его копия). Значение этого документа трудно переоценить; многие факты из жизни как ансамбля, так и отдельных артистов и руководителей почерпнуты именно из дневника М.Гаврилова как единственного сохранившегося письменного источника. Вот лишь некоторые строки военных лет:
«5 июня 1942. Дали два шефских концерта <…>18 ноября 1942. Мурманск. Здесь постоянно объявляются воздушные тревоги <…> 22 ноября 1942. Из-за бомбежки застряли в Кеми… Беломорск. Отдал 170 руб. на танковую колонну (так делают у нас почти все) <…> 29 марта 1943. День раненого бойца. Выступили трижды в госпиталях <…> 10 апреля 1943. Ездили с концертом к летчикам <…> 17 мая 1943. Надвоицы. Работаем по 3-4 концерта в день. Ночью четырежды бомбили Идель. Едем туда <…> 20 мая 1943. Кемь. Вчера дали 8 концертов <…> 7 июня 1943. 20 самолетов врага налетели на Кемь. Была ужасная паника <…> 14 июля 1943. Только что с концерта, который дали в воинской части…».
Дневник Гаврилова будет крайне интересен не только искусствоведу или историку, занимающемуся изучением культурной жизни Карелии, но и рядовому читателю.
Именно дневник Гаврилова раскрывает всю широту и многогранность личности артиста — и, что особенно важно, личности формирующейся, проходящей «этапы большого пути». Не случайно наш сайт просто пронизан цитатами из дневника Гаврилова. Для музыкантов-инструменталистов особо интересной может стать глава сайта «Инструмент кантеле», где в разделе «Работа над усовершенствованием кантеле» прослеживается, как Максим Гаврилов, Тойво Вайнонен и другие музыканты ансамбля и профессиональные мастера работали над улучшением качеств кантеле — инструмента, название которого носил ансамбль.
В творческой жизни Гаврилова было многое — должности директора и художественного руководителя «Кантеле» (1952-1958), увольнение из ансамбля на несколько лет (1959-1961), работа художественным руководителем Дома культуры Онегзавода, руководство самодеятельными коллективами, поездка на Декаду карельского искусства и литературы в Москву в 1959 году, возвращение в «Кантеле», многочисленные выступления на эстраде, поездки по всей стране и за рубеж, звания заслуженного артиста Карелии и России, творческий союз с кантелистом Тойво Вайноненом и с известной певицей Сирккой Рикка, работа в филармонии (с 1984 г.)… Все эти годы ознаменованы стремлением к познанию нового, к самосовершенствованию, к пропаганде карельского национального инструмента, к продолжению дела Гудкова.
***
Из статьи в журнале «Искусство» за март 1951 г.: «…Малограмотным пареньком пришел в ансамбль из глухой карельской деревушки в 1938 г. Максим Гаврилов. Годы упорной работы сделали его одним из лучших солистов ансамбля. В прошлом году заслуженный артист Карело-Финской ССР М.Гаврилов участвовал в международном фестивале демократической молодежи в Будапеште…».
«Волшебниками не рождаются, волшебниками становятся, — написали в поздравлении Максиму Ивановичу журналисты газеты «Ленинская правда», с которой он сотрудничал на протяжении многих лет.
Простой деревенский парнишка, не очень грамотный, но активный и любознательный, — и ведущий исполнитель-кантелист, разносторонний артист, маститый музыкант, ставший для многих образцом для подражания, писатель-журналист, авторитетный общественный деятель, руководитель в области культуры и многое-многое другое… Таков был путь Максима Гаврилова. Человека, который сделал себя сам. Артиста широкого профиля, о каких и мечтал основатель ансамбля Виктор Гудков.