Абрам Исаевич Голланд родился 27 января 1911 г. в Чите. В 1926 г. он приехал в Ленинград и поступил в Ленинградский музыкальный техникум, где учился вместе с В.Соловьевым-Седым и Н.Богословским (в классе фортепиано Голланд занимался у М.С.Друскина, в классе композиции — у П.Б.Рязанова). В 1930-х годах молодой специалист работал музыкальным руководителем в драмтеатрах Ленинграда, Хабаровска, Ворошиловграда, Выборга. Жизнь забросила Голланда в Карелию, и он так и остался на этой земле, ставшей для него второй родиной, вдохновившей его на создание множества песен, крупных симфонических и вокально-инструментальных произведений.
В предвоенном театральном сезоне 1940/41 в Карелии работали 8(!) разноплановых театров, в числе которых были: Республиканский театр русской драмы, Медвежьегорский театр музыкальной комедии, Финский драматический театр, Выборгский театр русской драмы (с 1940 по 1944 г. Выборг и Выборгский район были административно-территориальной единицей Карело-Финской ССР), Сортавальский драматический театр, Петрозаводский театр кукол и Кондопожский и Сегежский передвижные колхозно-совхозные театры. Имя Абрама Голланда связано с Выборгским театром, где он заведовал музыкальной частью, а его жена, актриса Ядвига Адамовна Страздас, пользовалась большим авторитетом в молодежном коллективе, состоящем в основном из выпускников театральных студий.
В годы Великой Отечественной войны Голланд, мобилизованный 12 мая 1943 года, был художественным руководителем военного ансамбля песни и пляски Карельского фронта (директор — Александр Венедиктович Донов), часто ездил по в/частям и набирал в ансамбль новых артистов. Во время одного из многочисленных авианалетов Абрам Исаевич был ранен, однако продолжал дирижировать (кстати, он одним из первых работников культуры получил Орден Красной Звезды).
Как и «Кантеле», военный коллектив базировался в Беломорске, а затем вернулся в Петрозаводск. Некоторое время Голланд пытался демобилизоваться; наконец, ему это удалось: 4 июля 1946 года в чине младшего лейтенанта он был уволен в запас. Есть сведения о том, что в 1946 г. А.И.Голланд (недолго) работал дирижером театра музыкальной комедии, разделяя пульт с Львом Косинским — еще одной фигурой из «арсенала «Кантеле». Ансамбль «Кантеле» стал вторым «штатским» местом работы Абрама Исаевича после войны.
Вообще, дороги композитора и ансамбля пересеклись еще в 1943 году: в репертуаре коллектива были вещи Голланда, артисты знали композитора и уважали его, сам же он приходил в ансамбль, живо интересовался его жизнью, присутствовал на репетициях оркестра, подавал дельные идеи — подтверждение этому можно увидеть в дневнике артиста-кантелиста Максима Гаврилова, последовательно записывавшего все более или менее значимые события в жизни «Кантеле»:
«На концертах хор удачно поет «Пой, играй, гармошка», а вокальный квартет (Рикка, Хаатая, Перхина и Туорила) «Маленькую Валеньку» и «Таню» Голланда…» (сентябрь 1943); «На репетиции оркестра были Пергамент и Голланд. Пергамент выразился: — Можно смело приходить в оркестр кантеле и слушать хорошую музыку. Без скидок <…> Голланду понравилась мысль о создании моего глушителя…» (январь 1944); «Встретил Голланда и баяниста Спирина. Разговор, конечно же, об искусстве <…> Слушал на репетиции ф/пианный дуэт: Вишкарев — Голланд. Играли Р.-Корсакова <…> Вчера в ДК состоялся концерт, посвященный Римскому-Корсакову. Заняты: Б.Соколов, С.Рикка, Л.Вишкарев, А.Голланд…»(март 1944).
Наконец, 14 ноября 1947 года Максим Гаврилов записывает в дневнике: «У нас новый худож. руководитель А.И.Голланд».
Вернувшись в Петрозаводск в 1944 году, «Кантеле» разместился в старом бревенчатом двухэтажном доме вместе с филармонией и Управлением по делам искусств (здание не сохранилось). В 1948 г. ансамбль получил свое помещение в центре города — во флигеле у Русского драматического театра — деревянного здания, расположенного на месте нынешнего Национального театра. Сын Голланда Игорь спустя 60 лет вспоминал: «Здание театра было деревянное, с башнями. Рядом был флигель, где разместили «Кантеле». Там мы и жили, за ширмами и занавесками…». Летом вдоль первого этажа театра (по ул. К.Маркса и пл. С.Кирова) работал ресторанчик — любимое место отдыха «работников искусств»: актеров русского и финского драматического театров, артистов «Кантеле», музыкантов филармонии. Ресторанчик был отгорожен от тротуара деревянной сеткой и имел разделение на кабинеты; видимо, именно из-за этой сетки, имевшей сходство с клеткой, в народе его метко прозвали «Зверинец».
Живя и работая в «Кантеле», Голланд много сделал для укрепления профессионализма коллектива: обогатил репертуар своими обработками финских и карельских песен, авторскими сочинениями. Неоднократно Абрам Исаевич вставал за пульт в качестве дирижера (в частности, в дневнике Гаврилова отражено исполнение оркестром «Кантеле» в своей самостоятельной программе «Карельской увертюры» Теплицкого под управлением Голланда).
Летом 1948 года «Кантеле» выступил в объединенном концерте совместно с военным ансамблем и Финским театром; в концерте также принимали участие народные артисты СССР И.Паторжинский и М.Литвиненко-Вольгемут. Как запротоколировал М.Гаврилов, новая программа «Кантеле» и работа его художественного руководителя А.Голланда получили «положительный отзыв».
Но уже через два года, в январе 1950, в том же дневнике есть такие строки: «Совещание (два дня) обсуждает вопрос о национальном лице «Кантеле». Предложение ввести в оркестр пастушечьи рожки, бытующие в Карелии, и вирсиканнель. Больше командировок в карельские деревни для выявления способной молодежи, для записи песенного, танцевального и устного фольклора! Голланд ведет ансамбль не по этой линии. Ему эстраду подавай…». Были ли это интриги, направленные против А.И.Голланда лично, или нет, — неизвестно. Видимо, стремление к профессионализации исполнения, к яркости и выразительности выступлений и, видимо, исполнение в концертах авторской музыки худрука Голланда, по мнению вышестоящих органов, поставило под угрозу саму цель существования ансамбля. В связи с этим невозможно не вспомнить слова Н.Грибачева, сказанные им при обсуждении сборников карельских поэтов на Декаде карельского искусства и литературы в Москве (приводим их по книге Ис.Бацера «На смотре в Москве»): «Самый главный недостаток, который я вижу в карельской поэзии, это недостаток национального своеобразия!». Этот вариант обвинения был беспроигрышным. В стране, где требования «национального своеобразия» зачастую граничили с идиотизмом и выливались в гонку по созданию «национальных шедевров» — опер, балетов, симфоний (она достигла апогея в среднеазиатских республиках), ансамблю «Кантеле» — национальному ансамблю! — быть уличенным в этом грехе было смерти подобно.
Так или иначе, февраль 1950 года стал последним месяцем работы Голланда в ансамбле; на посту худрука его сменил К.Э.Раутио, старейший карельский композитор.
После «Кантеле» А.Голланд долгое время (1956 по 1968) работал художественным руководителем Карельской государственной филармонии. В качестве пианиста-концертмейстера он успешно выступал на эстраде, более всего в ансамбле с народной артисткой РСФСР Сирккой Рикка. Многие певцы — как в «Кантеле», так и филармонии — признавались, что лучшего аккомпаниатора, чем Голланд, у них не было никогда: он ставил им буквально каждую ноту!
Пути музыканта и «Кантеле» пересекались еще не раз. Так, например, в 1961 г. Абрам Исаевич готовил дуэт кантеле (Вайнонен — Гаврилов) к гастрольной поездке в Финляндию, в которую также ездил и сам в качестве концертмейстера Сиркки Рикка.
А.И.Голланд вел значительную и разнообразную культурно-просветительную работу; сотрудничал с Сегозерским и Петровским народными хорами, с карельским хором села Ведлозеро, с народной хоровой капеллой Дворца культуры и техники «Машиностроитель», постоянно встречался со слушателями. Многие его песни были удостоены республиканских премий и наград, получали поощрения на Всесоюзных и республиканских конкурсах.
Именно песни и прославили имя композитора. Популярность их в Карелии была огромна. Наверное, самая известная песня из них — «Веселый пастушок», исполняемая Сирккой Рикка (обработка финской народной песни). Она звучала по радио, исполнялась в концертах, ее знали по всей стране. В репертуар «Кантеле» входили песни Голланда «Хилу-хилу», «Ворона», «В этот вечер», «Летний вечер», «Серенада четырех дам», «Колыбельная» и многие другие.
В Союз композиторов Абрам Исаевич вступил в 1944 году; впоследствии он неоднократно избирался ответственным секретарем и членом правления Союза композиторов КАССР. Композитор также был членом Всероссийского театрального общества (с 1957 года): Голланд является автором музыки к 80 драматическим спектаклям, а также 5 оперетт и балета. Его перу принадлежит несколько крупных вокально-симфонических сочинений: оратория, кантаты, ода, поэма-баллада и многие другие сочинения для солистов, хора и оркестра.