Источник: https://kantele.ru/ansambl/history/5900/7112/7252/

После войны вопрос о получении концертного инструмента кантеле с сильным звуком встал особенно остро: кантеле-оркестр расширился и пополнился другими инструментами, ансамбль начал выступать на больших сценах, активно ездить по стране. Пока что артисты играли на инструментах Е.Клюхина, но все же планы о создании и заказе дополнительных инструментов существовали. Из дневника Максима Гаврилова: «5 июля 1945. Ладнов заказал в Москве новые кантеле <…> Надо сделать чертеж на изготовление новых кантеле. Надо, очень надо, чтобы кантеле зазвучало по-новому… 11 июля 1945. Состоялось совещание по улучшению конструкции кантеле. Салоп увез в Москву мои чертежи гасителя, которым занимался еще в Беломорске».
Чтобы создать новые эскизы кантеле, специалисты ансамбля Владимир Салоп и Сергей Озеров едут в Москву. Инструменты заказывали на московском экспериментальном заводе, их изготавливал мастер А.Александров. В основе конструкций новых кантеле были главным образом те инструменты, которые делал Клюхин еще во времена Гудкова.

Видимо, в Москве была заказана не одна партия инструментов: в январе 1948 Владимир Салоп и инспектор ансамбля Павел Дворжицкий направляются в Москву за получением новых кантеле.
Из дневника Максима Гаврилова: «21 января 1950. Предложил увеличить диапазон примы и альта, что даст исполнителю большие возможности <…> 29 июля 1950. Были у зам. предс. Совмина по вопросу заказа новых инструментов (показали старый инструмент, необходимость его совершенствования)…»
В звучании новых кантеле произошло существенное изменение: отказ от стержня, вместо него появилась подставка, что вызывало, по мнению Дальблома, «прямолинейный» звук.

Новые кантеле имели 30 струн, их диапазон составлял 2,5 октавы. Со стороны колодки находился глушитель. (О его использовании разные исполнители были разного мнения. В конце концов, он остался в кантеле на многие годы). Днище у инструмента было слегка выпуклым. В колодке было украшение, похожее на завитушку. Также была завитушка в нижней части инструмента со стороны колков.
Один такой инструмент Александрова сохранился в ансамбле до наших дней – ему уже полвека! За годы использования инструмент пришел очень в плохое состояние, но в 1990-х годах Кари Далблом увез его в Финляндию, где в городе Леппявирта его отреставрировали мастера артели Soitinrakentajat AmF. Потом кантеле вернулось в родной ансамбль; сегодня на нем постигают азы мастерства юные кантелисты из Молодежной студии.

Также в послевоенные годы сделали хроматическими по настройке кантеле бас и контрабас. Струны находились на одном уровне, а для облегчения игры на деке в районе центральной части струн делали рисунок, описывающий клавиатуру фортепиано.

 

 

 

©2021 г. Национальный ансамбль песни и танца Карелии «Кантеле».

 

Все права защищены. 

 

При любом использовании материалов сайта ансамбля «Кантеле» обязательна ссылка на https://kantele.nubex.ru

 

vkontakte  odnoklassniki youtube  telegram

Товар добавлен в корзину
Во время посещения сайта "kantele.ru" вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с этим. Нажмите на кнопку «Согласен», и уведомление исчезнет.