Источник: https://kantele.ru/ansambl/history/5900/7112/7291/

Процесс экспериментального поиска, разработки такого инструмента, который бы удовлетворил исполнителя во всех отношениях – качеством звучания и удобством расположения струн, – шел вплоть до конца 1960-х годов.
Только к концу 1960-х годов появляется инструмент, который отвечал потребностям исполнителей. Многолетний труд энтузиастов – марийских, эстонских, московских – нашел свое завершение в удачных опытах эстонского мастера Илмара Кукка, которому впервые удалось освободить кантеле от ряда дефектов и создать в 1968-1969 годах полнозвучный и надежный инструмент.
Опытный мастер изготавливал и усовершенствовал различные эстонские каннели. По просьбе ансамбля он взялся за усовершенствование ближайшего родственника эстонского каннеля – карельского кантеле.
Первые кантеле, изготовленные Кукком, были очень удачными, но поддержки на верхней деке мешали полному восприятию кантеле. (Именно на таком кантеле играла в оркестре Татьяна Антышева).

По просьбе исполнителей Кукк изменил эти поддержки, сделал их невидимыми, но характерной чертой в инструменте сохранилась внешняя незаконченность, которая, несмотря на это, не влияла на качество звука. Главный упор мастера был на звуковые и конструктивные особенности кантеле. Кантеле Кукка, несмотря на недостатки, действительно «мастерские произведения». В первых кантеле Илмар Кукк изготавливал глушители на стороне колков, но глушители вызывали дополнительное звучание (шумы), и постепенно исполнители отошли от их использования. В последующих инструментах кантеле мастер уже не делал глушителей.

Инструменты Кукка обладают достаточно сильным звуком и крепкой конструкцией. Кукк делал все необходимое, чтобы кантеле прослужило долгое время. Его инструменты до сих пор используются в оркестре, также они довольно широко распространены по Карелии.
Качественное отличие кукковских инструментов от инструментов других мастеров – в достижении одновременной легкости и крепости благодаря особенностям конструкции. В одном инструменте Кукк использовал два разных типа дерева – твердый клен и более легкую сосну. Из ели изготавливались крышка и нижняя дека, которые по сравнению с более ранними кантеле стали толще. В левом нижнем углу нижней деки (со стороны колков) есть звуковое отверстие, задача которого, по мнению Дальблюма, состоит в удалении лишних шумов, то есть служит дополнительным резонатором. Для крепости баса были добавлены алюминиевые трубочки, идущие по направлению струн в районе резонаторных отверстий.

Кукк отказался от подставки, находящейся на стороне колков и разработал более широкую подставку на стороне колодки, на которой по направлению струны шли два крепящихся шипа.

Маленькие резонаторные отверстия, находящиеся далеко друг от друга на верхней деке, образовывали углы несимметричного треугольника. Для того чтобы уберечь колодку, была сделана защитная покрывающая дощечка из фанеры, которую сгибали под паром или при помощи гичек. Хотя фанера – не самый подходящий материал для создания музыкального инструмента, решение Кукка в практическом плане было обосновано, так как отдельная защитная часть не влияла на звучание кантеле.
Чаще всего Кукк украшал крышку узорами-цветочками из семи дырочек. Со стороны колков он изготовил защитную дощечку для руки, покрывающую колки. В первых кантеле она была больше половины, в новых – короче и уже. В крышке были проделаны отверстия, через которые проходили колки.
Кукк изготавливал кантеле трех видов: прима, альт и бас, а также маленькие детские кантеле. Диапазон инструментов: прима и альт – 3-октавные, бас и молодежное – 2,5-октавные. (По особому заказу мастер изготавливал приму и альт, снабженные двумя дополнительными струнами).
Диапазон кантеле примы – от g до g3. Количество струн – 37.
Диапазон альта – от f1 до f2. Количество струн – 37.
Диапазон баса – от f2 до c1. Количество струн – 32.
При изготовлении кантеле эстонский мастер учел все недостатки, которые были в инструментах его предшественников – например, увеличил диапазон и сделал удобным расположение струн. Благодаря этому инструменты Илмара Кукка служат до сих пор и являются эталоном как для исполнителей, так для мастеров. И.Кукк создал современное карельское кантеле; его решения в построении кантеле до сих пор являются отправной точкой для современных мастеров.

 

 

 

©2021 г. Национальный ансамбль песни и танца Карелии «Кантеле».

 

Все права защищены. 

 

При любом использовании материалов сайта ансамбля «Кантеле» обязательна ссылка на https://kantele.nubex.ru

 

vkontakte  odnoklassniki youtube  telegram

Товар добавлен в корзину
Во время посещения сайта "kantele.ru" вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с этим. Нажмите на кнопку «Согласен», и уведомление исчезнет.