Источник: https://kantele.ru/ansambl/history/5900/7112/7472/

Подготовка будущих артистов-кантелистов

Если вначале артисты «Кантеле» были одновременно и оркестрантами, и певцами, и танцорами (такова была задача, поставленная перед ними руководителем Виктором Гудковым – «быть артистами широкого профиля»), то уже к концу 1930-х годов происходит, за небольшими исключениями, разделение артистического состава на собственно оркестрантов, хористов и танцоров.
Однако образование будущих кантелистов оставалось большой проблемой на протяжении длительного времени. Многие кантелисты (и это будет продолжаться почти до 1990-х годов) приходят в ансамбль, куда их берут учениками, без образования, иногда даже не зная, что такое кантеле. Да и таких «учеников» было крайне мало. Ясно, что для того, чтобы «Кантеле» пополнялся профессиональными кадрами, нужно было менять что-то в самом процессе подготовки будущих кантелистов, не ограничиваясь только ансамблем «Кантеле».
Так, Максим Гаврилов и Гельмер Синисало в статье, опубликованной в журнале «Советская музыка» (№9/1959), указывали на необходимость увеличения группы кантелистов. Это, в свою очередь, требовало расширения класса кантеле в Петрозаводском музыкальном училище и создания своей мастерской по изготовлению инструментов. Спустя три года, 11 февраля 1962, в своем дневнике Максим Гаврилов, упоминая о том, как кантелистов »пытаются делать из артистов хора (по совместительству)», высказывает мысль, которая уже давно витала в умах передовых деятелей музыкальной культуры: «Чтобы были кадры, необходимо, пока не поздно, набрать учеников либо готовить в музыкальном училище…»
Нужно отметить, что класс кантеле в музыкальном училище пытались открыть еще в 1955 году, когда, по свидетельству из дневника Гаврилова, его пригласили там преподавать. С сожалением Гаврилов отмечает: «Это невозможно в связи с выездами…»
Стабильно класс кантеле в музыкальном училище заработал и начал выпускать молодых специалистов гораздо позже.
Из артистов «Кантеле» в музыкальном училище в разные годы преподавали старейшие кантелисты, одни из первых артистов ансамбля Кертту Вильянен (она также вела у студентов финский язык) и Тойво Вайнонен. В настоящее время молодых артистов готовит нынешний руководитель ансамбля кантелистов – заслуженная артистка Ирина Шишканова.
Но большинство артистов-кантелистов начинало свою игровую практику сразу в ансамбле «Кантеле», постигая премудрости игры на инструменте «по ходу дела» с помощью старших товарищей. Полгода или год подготовки – и бывшим ученик становился полноправным артистом ансамбля, переводился в разряд «артиста оркестра», в составе коллектива выступал на сцене, выезжал на гастроли.
Учениками в «Кантеле» начинали такие известные в будущем артисты, как Максим Гаврилов (1938), Эйла Раутио (1946), Лилия Быданова и Татьяна Антышева (1947), Валентина Матвеева (1967), Наталья Акулишнина (1974) и многие другие.

Даже сегодня среди нынешнего состава кантелистов не все имеют среднее специальное образование по классу кантеле. К примеру, нынешний руководитель ансамбля кантелистов – заслуженная артистка Ирина Шишканова – ученица Максима Гаврилова, однако она окончила музыкальное училище как музыковед-теоретик. Ее муж, Александр Шишканов (бас-кантеле) – гитарист; пришедший в ансамбль не так давно Алексей Зубков (бас-кантеле) – балалаечник.
Но в основе своей все же сегодняшние кантелисты – профессионалы: Александр Иванов (альт) и Александра Сахарова (альт) в училище занималась у Кертту Вильянен; у нее же учились такие кантелисты предыдущего состава, как Иван Киэлевяйнен, Лариса Ригоева, Эльви Мюгянен /Абрамова/, Татьяна Кудряшова, Анна Калачева, а также Надежда Лаврушева, Айно Челомбитько, Андрей Кулеша. Ученики Кертту Арновны разъехались по всей Карелии и за ее пределы. Некоторые из них сегодня живут в Финляндии, кто-то в Прибалтике. Дело Гудкова продолжают представители не одного поколения.
Много дал молодым артистам Тойво Вайнонена – причем не только в буквальном смысле слова, но и в более широком смысле, в плане духовного развития молодежи (кстати, многие кантелисты появились в ансамбле именно благодаря Тойво Потаповичу). Татьяна Антышева, Валентина Матвеева, Александра Сахарова /Гудкова/, Александр Иванов, Елена Жейкова, Наталья Акулишнина считают своим учителем, духовным наставником именно Тойво Вайнонена.
Постепенно ансамбль начал пополняться молодыми кадрами с высшим образованием.
В Петрозаводской консерватории (в то время она была еще Петрозаводским филиалом Ленинградской консерватории) класс кантеле был открыт в 1981 году по инициативе С.В.Борисова, тогдашнего заведующего кафедрой народных инструментов. Первыми консерваторскими кадрами со специальным образованием по классу кантеле были артисты ансамбля Валентина Матвеева, Ирма Мастафанова, Елена Жейкова. Сразу же после выпуска на кафедре стала преподавать Валентина Матвеева, у нее начала учебу артистка «Кантеле» Лариса Ригоева, однако вскоре Матвеева уехала в Финляндию, и класс кантеле какое-то время вел балалаечник А.И.Денисенко – у него училась Ирина Шишканова, которая и преподает в консерватории в настоящее время.
В начале 2000-х в ансамбль кантелистов приходят первые выпускники кафедры музыки финно-угорских народов. В настоящее время в ансамбле работают кантелистка Виктория Нижник (прима) – лауреат Международного конкурса им.В.В.Андреева в Санкт-Петербурге, и скрипачка Анна Петунова.
Сегодня в «Кантеле» приходят и совсем юные артисты, многие из которых еще учатся в консерватории. В ансамбле кантелистов это Ирина Волокославская (прима) – лауреат Всероссийского конкурса «Самоцветы России» в Иваново, обладатель Гран-при Международного конкурса им.В.Андреева в Санкт-Петербурге; в настоящее время она занимается в консерватории у Ирины Шишкановой.
Осуществились и мечты Гаврилова и других артистов о создании при ансамбле студии кантелистов – ее организовали в 1988 году. Некоторое время она работала под эгидой Городского дома культуры, но затем вернулась в ансамбль, где и действует до сих пор. Навыки игры и любовь к традиционному карельскому инструменту молодому поколению прививает Наталья Павловна Акулишнина – заслуженный работник культуры Карелии, артистка оркестра «Кантеле» в 1974-2003 годах.

Однако до сегодняшнего дня остро стоит вопрос о достойной, современной школе игры на кантеле.
Известно, что сразу после создания кружка кантелистов в Финском детском доме Гудков задумал создать начальную школу игры на кантеле, материалы для которой он начал собирать в мае 1932 года. Уже в августе появились рукописные труды – «Сборник упражнений на кантеле для начальной школы» и «10 прогрессивных этюдов для кантеле оркестра». Первая рукопись содержала около 60 обработанных мелодий разной сложности. К сожалению, обе рукописи впоследствии исчезли.
В дальнейшей истории попытки создать школу игры предпринимались еще не раз. Из дневника Максима Гаврилова: «12 августа 1955. Надо написать новую школу игры. Я прочитал план и вводную часть композитору Р.Пергаменту, а он будет писать саму школу. Ему предложение понравилось…»
Была ли написана эта школа игры, или нет, – неизвестно. Долгое время единственным и уникальным в своем роде учебником для начинающих кантелистов являлся сборник Гудкова. Только в 1985 году вышел Самоучитель игры на кантеле, созданный Максимом Гавриловым и Тойво Вайноненом:

 

 

 

©2021 г. Национальный ансамбль песни и танца Карелии «Кантеле».

 

Все права защищены. 

 

При любом использовании материалов сайта ансамбля «Кантеле» обязательна ссылка на https://kantele.nubex.ru

 

vkontakte  odnoklassniki youtube  telegram

Товар добавлен в корзину
Во время посещения сайта "kantele.ru" вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с этим. Нажмите на кнопку «Согласен», и уведомление исчезнет.