Источник: https://kantele.ru/ansambl/history/5900/7528/9522/

Раутио Эрик и Эйла МЕЛОДИЯ НА ДВОИХ

«Двое исполнителей с кантеле в руках. Вдохновенная устремленность Эрика и тихая поэтичность Эйлы. Чуткие пальцы скользят по струнам. Что они играют? Может быть, «Карельскую балладу» Карло Раутио?» (из воспоминаний Максима Гаврилова).
В чем загадка этого удивительного дуэта, если свет от него доходит и до наших дней, если даже воспоминания о нем до сих пор тревожат и греют сердца? Может быть в том, что две души совпали на одинаковой частоте звучания?
А может быть и в том, что, сконцентрировавшись с годами, в одних волшебных музыкальных пальцах Эрика, прозвучала сила, переданная страстью и талантом двух «недоигравших» братьев? И он играл – за себя и за тех двоих – родных, музыкальных, талантливых…

Эрик. По многим совпадающим воспоминаниям он «…даже руки на инструмент поставит, сразу видно – артист». Музыкальный, внимательный, тонкий, ироничный. Любящий компанию и душевную беседу, но никогда не опускавшийся до обычного панибратства.
И рядом с ним – Эйла. Строгих правил, с тонкой прямой спиной, из под густых ресниц которой льется тихий таинственный свет.
Эйла, чья судьба могла бы стать образцом судьбы русской страдалицы финского происхождения, если бы не высокая культура, переданная ей родителями, которые учили ее быть сдержанной, не выносить напоказ свои страдания. Так же как и Карл Эрикович Раутио с женой, ее родители – канадские финны (отец – врач, мать – швея, продавщица) – прибыли в Россию, а потом в холодную, тогда неустроенную Карелию – строить обновленное государство. Их высокая интеллигентность и крепкий дух помогли устоять им в самые трудные минуты жизни.
Наверное, эта необычное сочетание силы духа, характера и высокой культуры, вопреки бравирующему высказыванию о «гнилой интеллигенции», и помогло, когда маленькая Эйла, оставшись дочкой репрессированных родителей, стала пробираться по жизни сама, сумев закончить школу, потом курсы кройки и шитья – и, наконец, оказаться в «Кантеле», где и нашла себя в дуэте с полюбившимся инструментом… В «Кантеле» Эйла Раутио пришла в 1946 году, Эрик – в 1942.
Эрик и Эйла стали в ансамбле «Кантеле» еще одной «сыгравшейся» парой. Их дуэт, сложившийся в 1960 году, выступал на правительственных концертах, в больших залах Москвы, они принимали участие в съемках центрального телевидения и радио. Дуэт этих кантелистов знали во многих уголках России, ближнего и дальнего Зарубежья, их мечтали видеть даже в Японии. Приглашения сыпались один за другим…
В 1986 году в финской прессе появилась статья Туулы Дальблом «Празднование 50-летия ансамбля «Кантеле» в Петрозаводске»: «…Нужно упомянуть дуэт Эйлы и Эрика Раутио. Эти артисты владеют инструментом благодаря десятилетиям профессиональной работы. Результат – свободное исполнение и живая музыка, которой просто наслаждаешься».
Эрик Раутио обладал и незаурядным творческим потенциалом, писал для ансамбля «Кантеле», делал обработки и переложения для дуэта и трио (впоследствии вместе с дуэтом стала выступать кантелистка Валентина Матвеева): «Свадебная мелодия», «Вальс» Грибоедова, «Калина» и другие.
По карельскому радио и до сих пор звучат записи дуэта двух этих поэтичных виртуозов.

 

 

 

©2021 г. Национальный ансамбль песни и танца Карелии «Кантеле».

 

Все права защищены. 

 

При любом использовании материалов сайта ансамбля «Кантеле» обязательна ссылка на https://kantele.nubex.ru

 

vkontakte  odnoklassniki youtube  telegram

Товар добавлен в корзину
Во время посещения сайта "kantele.ru" вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с этим. Нажмите на кнопку «Согласен», и уведомление исчезнет.