Источник: https://kantele.ru/ansambl/history/5900/7528/9553/

Рикка Сиркка (1912-2002) КАРЕЛЬСКИЙ СОЛОВЕЙ

Певица (лирико-колоратурное сопрано).   Одна из первых артисток ансамбля.   Народная артистка РСФСР (1957).   Заслуженная артистка Карело-Финской ССР (1943).   Награждена орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.   Невозможно было иначе назвать эту статью: именно «карельским соловьем» прозвали в народе Сиркку Рикка за ее чистый звучный голос — лирико-колоратурное сопрано прозрачного тембра.
Сиркка Рикка — целая глава в истории ансамбля «Кантеле». Вместе с ансамблем она прошла дорогами войны и прожила долгие годы. Американская финка, в Советской России она нашла свою Родину, судьбу и дело своей жизни. 

Сиркка Андреевна Рикка родилась в финской семье в Америке. Детство и юность ее прошли в Детройте. Уже тогда она любила петь: в рабочем клубе исполняла народные песни, услышанные от матери. Но клуб в результате кризиса был закрыт. Мучительные поиски работы не дали ничего утешительного, и в 1932 году с мужем Аарне, агрономом и мастером-резчиком по дереву, Сиркка Рикка эмигрировала в СССР.
По некоторым сведениям, в 1937 г. будущая певица окончила в Петрозаводске медицинский техникум. Удалось ли ей работать по специальности, или нет — неизвестно. Достоверно известно лишь, что Рикка пришла в «Кантеле» в 1939 году, во время финской войны, и сразу выдвинулась в число солистов. В этот период ансамбль давал концерты в частях действующей Красной Армии, выступал на линии фронта; одновременно артисты принимали участие в строительстве оборонных сооружений. Виктор Гудков пишет: «Постоянным местом дислокации был Териоки. <…> С нами был композитор Калле Раутио, который неустанно делал новые и новые обработки для кантеле-оркестра. Также много работы проделал для разучивания песен С.Н.Озеров. Нашими солистами были С.Рикка, Н.Тарасова /Кондратьева/, Н.Максимова, И.В.Коватев, Г.Хиукайнен, выступали на концертах с Х.И.Мальми и В.И.Кононовым…».
С ансамблем Сиркка Рикка прошла и дорогами Великой Отечественной… Вместе с коллегами и друзьями она жила в вагоне 3053, который вез «Кантеле» по стране — от Карелии до Средней Азии, переносила тяготы и лишения, болела, но все же выстояла и вернулась с коллективом в Беломорск. В дневнике Максима Гаврилова имя певицы встречается довольно часто:
«18 июня 1942 г. Живем в вагоне 3053. Сегодня репетировали с Кононовым «Ристу-Кондра». Репетируем «Карельскую кадриль». Репертуар С.Рикка и Е.Рапп основательно обновляется <…> 1 января 1943 г. Беломорск. Наши новогодние концерты. Как всегда, мы стоим в 12 ч. ночи за кулисами в ожидании своего выхода. С.Рикка пела «Милую чудесную», «Лебеди» Пергамента, «Куклу» Делиба <…> 30 марта 1943 г. Опубликован указ Верховного Совета К-Ф ССР о присвоении почетных званий — С.А.Рикка — заслуженная артистка, Я.М.Геншафт — засл. деятель искусств, К.Э.Раутио — заслуженный деятель искусств, Милютин-Савич — нар. артист, С.Н.Озеров — засл. деятель искусств <…> 9 августа 1943 г. Репетировали «Парни с острова» и «Молдавский танец». С.Рикка в «Соловье» Алябьева запуталась в колоратуре. Оркестр подхватил и буквально спас ее. Бывает, бывает <…> 26 сентября 1943 г. На концертах хор удачно поет «Пой, играй, гармошка», а вокальный квартет (Рикка, Хаатая, Перхина и Туорила) «Маленькую Валеньку» и «Таню» Голланда <…> 19 марта 1944 г. Вчера в ДК состоялся концерт, посвященный Римскому-Корсакову. Заняты: Б.Соколов, С.Рикка, Л.Вишкарев, А.Голланд <…> 20 мая 1946 г. Первый, сольный концерт С.А.Рикка в театре. Репертуар сборный. Начало есть, так держать, Сиркка!».
Лирическое сопрано Сиркки Рикка как нельзя лучше звучало в сопровождении оркестра кантелистов. Вместе с ансамблем «Кантеле» она выступает в Москве на смотрах национальных культур в самых лучших залах столицы — зале Чайковского, Колонном зале Дома Союзов, Кремлевском театре… Выезжает на гастроли по стране. Из статьи в латвийской газете «Циня»: «…2 мая в Риге гостили артисты дружеской К-Ф республики; певица С.Рикка, заслуженные артисты Т.Вайнонен и М.Гаврилов с композитором Вишкаревым. В многосторонней концертной программе слушатели могли оценить высокое мастерство в прекрасной передаче карело-финского фольклора. В центральной части С.Рикка исполнила финские народные песни, Чайковского, Римского-Корсакова и др. композиторов, романсы, арии из опер. Оценивая ее успех, можно отметить нежность лирики, очаровательный тембр, колористическое сочетание с высоким вокальным мастерством <…> Хорошим было и исполнение С.Риккой народных песен в сопровождении кантеле-дуэта…».
Постепенно имя Сиркки Рикка становится известным по всей стране. Признание и любовь публики принесли артистке ее чистый звучный голос — лирико-колоратурное сопрано прозрачного тембра, безукоризненная интонация и мягкая, сдержанная манера исполнения.
В 1946-48 карельская певица училась в Ленинградской консерватории на курсах усовершенствования у Е.А.Бронской. Евгения Адольфовна Бронская, сама обладательница лирико-колоратурного сопрано, была примадонной Мариинского и Михайловского оперных театров Санкт-Петербурга. Она гастролировала в лучших оперных театрах России, с блеском выступала в Парме, Венеции, Риме, Неаполе, Милане, Триесте, Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго, пела с Ф.И.Шаляпиным. В ее оперном репертуаре было около 40 партий. Бронская обладала выдающимся по красоте, ровным во всех регистрах голосом приятного «серебристого» тембра и обширного диапазона, ясной и отчетливой колоратурой — зарубежные критики даже называли ее «русской Тетраццини». После окончания сценической деятельности Бронская стала превосходным педагогом-вокалистом. В 1923-50 гг. она преподавала в Ленинградской консерватории (весь период блокады она оставалась в городе), с 1945 г. вела занятия с группой студийцев в ленинградском театре муз.комедии. Среди учеников Бронской выделяются имена Сиркки Рикка и Деборы Пантофель-Нечецкой (которой Р.Глиэр посвятил свой концерт для голоса и оркестром). Так или иначе, двухгодичное обучение карельской певицы на курсах Бронской все же нельзя приравнять к полноценному консерваторскому образованию, чем грешат многие материалы о Сиркке Рикка.
К 1950-м годам гастрольные поездки певицы становятся регулярными. Она выступает как солистка ансамбля «Кантеле», выезжает в составе концертных бригад, а также с пианистом или дуэтом кантеле Вайнонен — Гаврилов. Об интенсивности концертной жизни певицы можно судить по записям в дневнике последнего:
«9 февраля 1950 г. Ленинград. «Концерт мастеров искусств Карелии» в Доме работников искусств прошел оч. успешно. Это небольшая бригада: С.Рикка, А.Голланд, дуэт кантеле (Вайнонен — Гаврилов), Ф.Козин — И.Рийконен (балет) <…> 11 февраля Л-д. Концерт в Доме учителя. Та же программа, тот же успех. Корзина с живыми цветами на сцене <…> 12 февраля 1950 Л-д. Концерт в Доме ученых (Дворцовая наб., 26) <…> 16 февраля. У моряков Балтфлота. Просто на ура! <…> 19 февраля. Кексгольм, клуб бумкомбината. Исключительно теплый прием <…> 1 апреля. Таллин, гостиница «Палас». Прошли с большим успехом <…> 8 апреля. Нарва. Клуб «Казино». Чудесный прием <…> 3 мая. Рига. Концерт в актовом зале Госуниверситета. С.Рикка принимали исключительно тепло: браво, бис! Прекрасная акустика зала доносит до слушателя тончайшие оттенки исполняемого музыкального произведения…».
Постепенно артистка накапливает репертуар, который позволяет ей создать программу «Песни народов мира». Она поет финские, карельские, вепсские народные песни, песни народов СССР, а также негритянские, китайские, ирландские, английские, шотландские, французские, немецкие, испанские, польские — песни почти всех европейских народов, причем исполняет их на языках оригиналов, выступает с оперными ариями и романсами. Известная советская певица Ирма Яунзем писала:
«Я вспоминаю концерт Сиркки в Москве, в котором она исполняла карельские, финские, английские, негритянские, французские, немецкие, испанские, польские песни. Публика не хотела расходиться, без конца вызывая певицу на «бис».
Я поняла, что секрет успеха Сиркки Рикки не в том, что она копирует живую душу песни, а в том, что умеет найти и передать те неуловимые элементы, которые заставляют песню ожить, засверкать красками подлинного искусства.
Певица прекрасной вокальной школы, с необыкновенной легкостью преодолевающая все технические трудности, точно нанизывающая, как бусинки, нотки в каденциях, Сиркка Рикка отлично владеет мастерством творческого перевоплощения. Когда слушаешь ее песни, ощущаешь людей той страны, куда переносит нас певица, их быт, природу, чувства, тот мир, в котором эти песни создавались.
Артистке чужды внешние вокальные эффекты. Она настолько естественно передает настроение каждой песни, что создается впечатление, будто она вдохновенно импровизирует… Именно это умение донести до слушателя самую «душу» песни и составляет главную и наиболее ценную черту мастерства Сиркки Рикки»
.
В 1952 году Рикка переходит в филармонию (где она проработала до 1965 г.), однако артистка не перестает сотрудничать с «Кантеле». В том же дневнике Гаврилова читаем:
«12 ноября 1954 г. Готовимся к поездке по Волге (концерты С.А.Рикка) <…> 22 ноября — поездка по Волжским городам: С.Рикка, дуэт кантеле, пианист Л.В.Вишкарев, чтица З.Козлова <…> 10 мая 1955 г. Уехал на гастроли в Москву вместе с С.Рикка. Дали там два концерта в ЦДРИ и по телевидению. Прошли успешно, оправдали доверие <…> 27 мая 1955 г. Возвратились опять из Москвы. Выступали с Тойво в сольных концертах С.Рикка в Доме учителя, на телецентре, Загорске, в зале им. Бетховена Большого т-ра Союза ССР. Записали ряд произведений на радио. Незабываемый красный Бетховенский зал, изысканная публика, пение карельской соловушки — С.А.Рикка, звуки карельских кантеле…»
Несомненно, звуки карельских кантеле были для Сиркки Андреевны родными. Голос ее, пластичный и проникновенный, прекрасно гармонировал с кантеле. Известен факт, что в Куйбышеве после сольного концерта в сопровождении местного симфонического оркестра она завершила концерт выступлением с дуэтом кантеле. «Переход резкий, — пишет Гаврилов, — но певица сделала его легко, органично». И это не случайно, ведь всегда рядом была помощь и поддержка в лице мужа, замечательного кантелиста и человека Тойво Вайнонена, — неустанного пропагандиста и «фанатика» кантеле, тонкого музыканта и педагога, воспитавшего не одно поколение кантелистов.
Особая страница в жизни и творчестве Сиркки Андреевны — Декада карельского искусства и литературы в Москве в 1959 г. Вот как описывает выступление Сиркки Андреевны Ис.Бацер в книге «На смотре в Москве»:
«На концерте народной артистки РСФСР Сиркки Рикка, исполнившей песни народов мира, мы не встретили равнодушных. Среди тех, кто пришел в этот день в Октябрьский зал Дома Союзов, была одна пожилая женщина, которая с особым вниманием слушала певицу. Да и могло ли быть иначе, если женщина эта — мать артистки, специально проделавшая путь из США через океан, чтобы встретиться с дочерью после двадцатисемилетней разлуки <…>
И вот Дженни Линдстрем, эту фамилию носит мать Сиркки, слушает песни, которые несколько лет назад донесли до нее далекие радиоволны и помогли узнать о светлой судьбе дочери. Дженни Линдстрем не знает русского языка, но язык песен близок и понятен ей. Веселые и грустные, гневные и радостные,- они настолько выразительны в передаче артистки, что не требуют перевода, как и те, что Сиркка исполняет на финском и английском языках.
Концерт в Октябрьском зале стал для народной артистки важным итогом, большим этапом в ее творческой деятельности. Слушатели по заслугам оценили искусство исполнительницы, умеющей раскрыть живую душу песни, передать ее национальный колорит. Все, кто был в этот вечер в Октябрьском зале, тепло приветствовали певицу. Известная исполнительница песен народов СССР Ирма Яунзем пришла за кулисы и, пожимая руку своей соратнице по искусству, сказала:
- Молодец, Сиркка!»

И еще две цитаты: «25 ноября 1950 г. Вчера С.Рикка, Т.Вайнонен, К.Э.Раутио и я ездили на встречу с Тамарой Ханум. Сиркка пела, мы играли с Тойво. Ханум включает в свой репертуар финскую песню «Доярку»…» (из дневника М.Гаврилова). «Тепло были встречены слушателями карельские певицы С.Рикка и М.Кубли, исполнившие отрывок из симфонической поэмы Р.Пергамента «Айно», романсы А.Голланда и Г.Синисало» (из книги Ис.Бацера «На смотре в Москве», 1959 г.). Для всей страны именно Сиркка Рикка стала олицетворением музыкальной культуры Карелии. За плодотворную деятельность в развитии карельского искусства певица была награждена орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Ее много раз приглашали в Финляндию, куда она и переехала в конце жизни (середина 1990-х годов). Здесь, прожив несколько лет, она скончалась 20 января 2002 г. в местечке Канканпяо.
Гастролируя по всему Союзу и пропагандируя песенное творчество разных стран, она стала подлинно народной артисткой. Ее называли одной из лучших певиц страны, ее гастрольные турне освещались прессой, ей аплодировали огромные залы, художники писали ее портреты… Но для нас она всегда оставалась нашим родным «карельским соловьем», поющим веселого «Пастушка» своим чистым, звонким, девичьим голосом…

 

 

 

©2021 г. Национальный ансамбль песни и танца Карелии «Кантеле».

 

Все права защищены. 

 

При любом использовании материалов сайта ансамбля «Кантеле» обязательна ссылка на https://kantele.nubex.ru

 

vkontakte  odnoklassniki youtube  telegram

Товар добавлен в корзину
Во время посещения сайта "kantele.ru" вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с этим. Нажмите на кнопку «Согласен», и уведомление исчезнет.