Источник: https://kantele.ru/ansambl/history/5900/7528/9620/

Теплицкий Леопольд (1890-1965) ОТ ДЖАЗА К КАРЕЛЬСКОЙ ПРЕЛЮДИИ ДЛЯ ОРКЕСТРА КАНТЕЛЕ…

Заслуженный артист К-ФССР (1951).
Заслуженный деятель искусств КАССР (1962).
Награжден орденом «Знак Почета», медалью «За трудовое отличие», почетными грамотами Президиума Верховного Совета КФССР и КАССР.
Один из самых авторитетных деятелей культуры Карелии 1 половины ХХ века.
Основоположник российского джаза.
Один из организаторов и первый дирижер карельского Симфонического оркестра.
Композитор, автор классических произведений и песен. Член Союза композиторов Карелии.
Преподаватель Петрозаводского музыкального училища с момента его открытия.
Один из основателей ансамбля «Кантеле», главный дирижер в 1945-1948 и 1955-1958 гг.

Леопольд Яковлевич Теплицкий родился 11 марта 1890 года на Украине, под Екатеринославом (Днепропетровском). Семья была очень большая: 11 детей; Леопольду, как одному из старших, пришлось работать с 12 лет. «Совершенно случайно», по его собственному выражению, у него обнаружили музыкальные способности, однако, проучившись 3 года в музыкальном училище в Днепропетровске, молодой человек был вынужден оставить учебу и найти работу в оркестре, с которым он уехал в Симферополь, посылая семье часть своего заработка. В 1908 г. он был арестован в Ялте за распространение нелегальной литературы и провел в тюрьме почти год.
В 1914 г. Теплицкий окончил музыкальное училище в Харькове, затем в 1915 г. поступил в Петербургскую консерваторию на фортепианный факультет. Здесь он учился в течение 10 лет: завершив курс по специальности фортепиано (класс проф. Н.А.Соколова), но из-за болезни рук не сдав выпускные экзамены, он перешел на факультет теории и композиции (класс проф. В.П.Калафати).
С ранних лет Теплицкого привлекал стремительно набиравший в то время популярность кинематограф. В 1910-1914 годах в Харькове он работал пианистом в варьете «Вилла Жаткина», в годы учебы в Ленинграде аккомпанировал в балетном училище, был тапером в кинотеатрах «Люкс», «Гранд» и «Молния» и дирижером в системе Севзапкино (позже — Совкино). Именно в связи с этим увлечением Наркомпрос (в документах упоминается лично А.В.Луначарский как непосредственный автор идеи) официально командирует Теплицкого в США, в Нью-Йорк и Филадельфию, изучать музыку для немого кино. Однако неугомонный музыкант привозит из Америки новое экстравагантное искусство — джаз.
Некоторое время в США Теплицкий руководил квинтетом, игравшем салонную и эстрадную музыку в Советском павильоне на Всемирной сельскохозяйственной выставке в Филадельфии (1926) — кстати, сам он блестяще играл на рояле, особенно рэгтаймы. Но, главное, — стажировку Теплицкий проходил в оркестре самого Поля Уайтмена, «короля джаза» тех времен, оказавшись, таким образом, одним из немногих советских музыкантов, знавших американский джаз в оригинале. Как пишет Владимир Фейертаг, «Леопольд Яковлевич вернулся в Ленинград с чемоданом уайтменовских аранжировок, чемоданом грампластинок…».
По возвращении домой Теплицкий организовал «Первый концертный джаз-бэнд». 28 апреля 1927 года оркестр Теплицкого дал первый концерт в Ленинградской капелле. Вступительное слово тогда произнес глава Ассоциации современной музыки Иосиф Шиллингер, впоследствии эмигрировавший на родину джаза и дававший уроки композиции самому Джорджу Гершвину. Вскоре оркестр американского джаза приобрел большую известность и выступал в Ленинграде, Москве, на юге страны. Именно в оркестре Теплицкого пробовал свои силы молодой тогда Леонид Утесов, ставший позже легендой советской эстрады. Для большего эффекта и «джазового духа» оркестр Л.Я.Теплицкого вставлял в свои программы готовые аранжировки, взятые Теплицким у Уайтмена — «целый чемодан пьес» Гершвина, Юманса, Берлина и Керна.
В СССР, как и во многих странах, отношение к джазу было неоднозначным. Пролетарский писатель Максим Горький заклеймил джаз в статье «О музыке толстых», опубликованной в 1928 году в газете «Правда». А уж грязи, вылитой на головы отечественных джазовых исполнителей Российской ассоциацией пролетарских музыкантов (РАПМ), и вовсе было не счесть. Для советского руководства эта новая музыка была «продуктом буржуазного строя», а, следовательно, — чем-то не дозволительным для советского слушателя. Да тут еще молодой музыкант, доверенное лицо, со своим «оркестром профессоров» (так Теплицкий называл свой джаз-банд за то, что в составе были многие преподаватели консерватории) пытается играть эту «какофонию» в академических залах! Итогом «джазового» периода в жизни Теплицкого стал его арест в 1930 году и осуждение «тройкой» по статье 58 (шпионаж) с последующей ссылкой на строительство Беломорканала. Вероятно, основным поводом стала поездка Теплицкого в США, где он позволил себе повидаться с родственниками, бежавшими в Америку от еврейских погромов.
На ББК Теплицкому поначалу пришлось строить бараки; затем его перевели в Медвежьегорск, где он стал дирижером в драматическом театре заключенных, иногда исполняя таперские обязанности в кинотеатре. В 1932 году музыкант был досрочно освобожден как «ударник» труда, однако не смог получить разрешение на прописку в Ленинграде, где он до этого проживал, и был вынужден поселиться в Петрозаводске — столице Карелии. Ему было 43 года.

***

В Петрозаводске Теплицкий прожил вторую половину жизни, с 1933 по 1965 год. Культура Карелии тесно связана с именем этого талантливого музыканта и человека, сумевшего сохранить честь, достоинство, интеллигентность в самых тяжелых жизненных ситуациях.
1930-е годы были для республики временем становления профессионального искусства. В свете этого личность Теплицкого оказалась максимально востребованной во многих областях.
В 1933 году при республиканском Радиокомитете был организован небольшой симфонический оркестр, художественным руководителем и дирижером которого назначили Леопольда Яковлевича. В этом коллективе он проработал три десятилетия. Именно Теплицкий стоял за пультом во время первого концерта оркестра 30 сентября 1933 года — в этот вечер были исполнены 4-я симфония и «Итальянское каприччио» П.И.Чайковского, а также несколько популярных произведений русских и зарубежных композиторов. Газета «Красная Карелия» отмечала: «Дирижировавший оркестром Теплицкий показал себя с самой благоприятной стороны, четкость и уверенность, темперамент и крепкое знание своего дела обеспечили исполняемым произведениям яркую выразительность и находчивость».
Практически сразу же вокруг Теплицкого начала формироваться целая «могучая кучка» начинающих композиторов, для которых авторитет музыканта был неоспоримым. В воспоминаниях учеников и коллег Теплицкого вырисовывается портрет волевого, принципиального, но, безусловно, обаятельного человека с тонким чувством юмора и неугасающей жаждой жизни. Так, композитор Гельмер Синисало, ученик Теплицкого, характеризовал своего уважаемого педагога как требовательного, строгого и сурового. Одна из участниц вокальной группы ансамбля «Кантеле» Люция Теппонен вспоминает о Теплицком: «Он был небольшого роста, с усами, всегда очень корректный и элегантный… Слух у него, конечно, был потрясающий. Где-то чуть кто сыграет фальшиво — он тут же повторит это на фортепиано со всеми ошибками».
Свои знания и опыт композитор и дирижер передавал молодым музыкантам оркестра и студентам Петрозаводского музыкального училища, где он преподавал в течение ряда лет чтение партитур и оркестровку, а также факультативно занимался композицией. Среди учеников Теплицкого были Гельмер Синисало и Виктор Гудков, будущие артисты «Кантеле» певцы Евгения Юнина, Василий Мюзиев и Тамара Пикулова; своим учителем и духовным наставником считал Леопольда Яковлевича и карельский композитор Альберт Антышев, чье имя также связано с ансамблем «Кантеле».
Ансамбль «Кантеле» — особая страница в жизни и творчестве Леопольда Теплицкого. Его имя неразрывно связано с именем основателя коллектива Виктора Гудкова. Теплицкий давал Гудкову уроки по теории музыки, оркестровке и гармонии: «Занимались мы у меня на квартире ежедневно с 11 утра. Но Гудков нередко приходил и в 8 утра, настолько он был увлечен идеей музыкального образования, желанием передать полученные знания своим ученикам, создать новый самобытный ансамбль». Эти утренние занятия отразились и на творчестве самого Теплицкого, которого Гудков увлек карельским фольклором. «Карельская прелюдия», «Сюита на карельские и финские темы» и «Увертюра на карельские темы», а также переложения популярных классических произведений для оркестра кантеле Теплицкого стали в 1930-40 годы золотым репертуарным фондом ансамбля «Кантеле».
Оба — и Гудков, и Теплицкий — искали талантливую молодежь по деревням и селам Карелии. Из воспоминаний кантелистки, певицы и танцовщицы Натальи Кондратьевой (Тарасовой), до прихода в «Кантеле» работавшей в художественной агитбригаде: «Однажды в Спасской Губе концерт агитбригады смотрели работники культуры из Петрозаводска. Среди них были: основатель ансамбля «Кантеле» — известный этнограф, фольклорист Виктор Пантелеймонович Гудков и дирижер симфонического оркестра Леопольд Яковлевич Теплицкий. После выступления они подошли ко мне и сказали, что концерт им очень понравился, рассказали о создании в Петрозаводске кантеле-оркестра и пригласили меня принять участие…»
Плодотворное сотрудничество двух музыкантов, ставших за годы общения хорошими друзьями, прервала война. Через четыре дня после объявления о ее начале Теплицкий написал песню на слова Гудкова «Грозный отпор». Она наполнена патриотическим пафосом, неподдельным оптимизмом и горячей верой в победу советского народа. Вообще, сатирические стихи Гудкова, гневно обличавшие фашистских захватчиков, пользовались у зрителей огромным успехом. Виктор Пантелеймонович читал их сам, с большой выразительностью и мастерством. Из дневника Максима Гаврилова: «Мы понимали, чего ждут от нас люди, и перестраивали свой репертуар на ходу. В те дни мы исполняли и известные патриотические произведения, и вновь созданные: «Победа за нами» Р.Пергамента, «В бою и труде» К.Раутио, «Грозный отпор» Л.Теплицкого».
В первые месяцы войны, хоть и в разное время, Теплицкий и Гудков (последний — в составе «Кантеле») были эвакуированы в Среднюю Азию. Вернулся в Карелию Теплицкий один: в 1942 году Виктора Гудкова не стало, он умер 17 января в г.Фрунзе, и Леопольд Яковлевич присутствовал на его похоронах.
Приехав в Петрозаводск в 1945 году, Теплицкий в качестве главного дирижера начинает восстановление и развитие «Кантеле». Во многом именно благодаря его стараниям оркестр ансамбля стал более профессиональным и зазвучал по-новому. Теплицкий ввел в состав кантеле-оркестра деревянные духовые и струнные инструменты классического симфонического оркестра. Для такого оригинального «национально-классического» ансамбля оказались по плечу не только обработки народных напевов, но и классические опусы, среди которых была даже известная 40-я симфония Моцарта в оркестровке Теплицкого.
11 декабря 1948 года оркестр впервые выступил с самостоятельной программой. Максим Гаврилов приводит в своем дневнике список исполненных произведений: «Вариации на финские темы» Глазунова под управлением Финделя, «Интродукция и рондо-каприччиозо» Сен-Санса (солист — Финдель) и «Карельская увертюра» Теплицкого под управлением Голланда, «Концерт для рояля с оркестром кантеле» Вишкарева (солист — автор) и «Увертюра для оркестра кантеле» Пергамента (каденцию играл Гаврилов) под управлением Финделя. «Играли довольно успешно. Зал хотя и небольшой (у себя), но был полон. Были представители Управления искусств, композиторы, поэты…»
Официально Теплицкий работал главным дирижером «Кантеле» в 1945-1948 и 1955-1958 годах. Однако творческий союз с ансамблем продолжался на протяжении всей жизни музыканта в Карелии. Так, в 1959 году уже вышедшему на пенсию Теплицкому как опытному специалисту и «ветерану» ансамбля, доверили подготовку «Кантеле» к Декаде карельского искусства и литературы в Москве. Он редактировал все исполняемые оркестром произведения, консультировал дирижеров оркестра по подготовке программ и осуществлял общее художественное руководство.
Умер Леопольд Яковлевич Теплицкий 16 ноября 1965 года, успев поприсутствовать на юбилейном концерте, посвященном своему 75-летию, который состоялся в Музыкальном училище в апреле 1965 г.

***

Имя Теплицкого навечно вписано в историю всей музыкальной культуры Карелии. До сих пор исполнители используют в своей работе джазовые композиции, ноты которых были привезены Теплицким из Америки и бережно хранятся в библиотеках и архивах Петрозаводска. Произведения Леопольда Теплицкого входят в программы концертов не только карельских музыкантов, но и международных фестивалей и конкурсов. В Петрозаводске регулярно проходят концерты, посвященные Л.Я.Теплицкому. Его имя с 2002 года носит международный джазовый фестиваль, который многие годы проводится в Карелии. Большим московским концертом выпускников эстрадно-джазового отделения Петрозаводского музыкального училища им. К.Э.Раутио было отмечено в январе 2004 года 30-летие работы отделения. Концерт прошел в знаменитом зале Чайковского, на нем присутствовали родственники Леопольда Теплицкого, ныне проживающие в Москве.
18 ноября 2004 года в Петрозаводске на доме N1 по проспекту Ленина, где жил музыкант, была открыта мемориальная плита, посвященная Леопольду Теплицкому. Памятник выполнен из черного габбро-диабаза, на котором высечено изображение саксофона. Автором монумента стал петрозаводский скульптор Александр Акулов. На открытие мемориальной доски основоположнику российского джаза пришли многие петрозаводские музыканты, которые лично знали Леопольда Теплицкого. Они поделились своими воспоминаниями о легендарном джазмене и возложили цветы к его монументу.

 

 

 

©2021 г. Национальный ансамбль песни и танца Карелии «Кантеле».

 

Все права защищены. 

 

При любом использовании материалов сайта ансамбля «Кантеле» обязательна ссылка на https://kantele.nubex.ru

 

vkontakte  odnoklassniki youtube  telegram

Товар добавлен в корзину
Во время посещения сайта "kantele.ru" вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с этим. Нажмите на кнопку «Согласен», и уведомление исчезнет.