27 января 2011 года исполнилось 100 лет со дня рождения Абрама Исаевича Голланда – композитора, пианиста, дирижёра, общественного деятеля, заслуженного артиста Карело-Финской ССР, заслуженного деятеля искусств РСФСР и КАССР.
В 1925 году в возрасте 14 лет юный Голланд приехал из родной Читы в Петербург и поступил в только что открывшийся Центральный музыкальный техникум, который был в те годы сосредоточием самых новых для того времени педагогических идей. Голланд начал заниматься в фортепианном классе Михаила Семёновича Друскина. Параллельно с занятиями по фортепиано он посещал класс композиции Петра Борисовича Рязанова. Ещё в период обучения в музыкальном техникуме молодой пианист выдержал огромный конкурс (около 200 человек) и получил работу иллюстратора немого кино в одном из кинотеатров на Невском проспекте. Во время киносеансов Голланд играл популярную музыку, а также импровизировал, выражая в импровизациях эмоции героев фильмов и событийный ряд, разворачивающийся на экране. Эта практика в дальнейшем пригодила
В предвоенные годы Абрам Исаевич работал в разных театрах страны, а в 1940 г. он оказался в театре русской драмы в приграничном Выборге.
В годы Зимней войны по поручению Политуправления Карельского фронта Голланд организовал Ансамбль песни и пляски пограничных войск Карельского фронта и стал его художественным руководителем. Ансамбль, который отличали широта репертуара, профессионализм артистов, выступал на приграничных заставах и передовых линиях фронта. В 1942 году младший лейтенант Голланд одним из первых среди работников искусства был награжден орденом Красной Звезды. Находясь с ансамблем во время Великой Отечественной войны на территории Карелии, Голланд впервые встретился с молодой певицей Сирккой Рикка, выступавшей в составе женского вокального квартета. Так началось творческое содружество этих выдающихся музыкантов, которое на протяжении 40 лет украшало высокой исполнительской культурой и мастерством творческие площадки Карелии и СССР. По воспоминаниям певицы Абрам Голланд - лучший концертмейстер, из тех, с кем ей приходилось работать. Голланд, в свою очередь, именно Рикка доверял премьеру и дальнейшее исполнение своих вокальных сочинений, среди которых "Весёлый пастушок", "Люблю тебя, Карелия!", "Там, где милый". После войны Голланд остался жить в Карелии и активно включился в музыкальную жизнь республики. В 1944 году он стал членом республиканского отделения Союза композиторов СССР. Его послевоенный послужной список включает в себя работу в качестве дирижера Театра музыкальной комедии (1946), художественного руководителя и дирижера ансамбля "Кантеле" (1947–1950), концертмейстера, а затем художественного руководителя Карельской государственной филармонии (1956–1968.
Особые отношения у композитора сложились с ансамблем "Кантеле". Работа в коллективе позволила хорошо изучить исполнительскую специфику и возможности ансамбля и впоследствии много и разнообразно сочинять для него. Плодотворным было и творческое сотрудничество с мужским вокальным ансамблем "Манок", в исполнительской манере которого получили развитие традиции бытового финского ансамблевого пения. Для этих коллективов Голланд создал обработки карельских, финских и вепсских народных песен композитор, в которых народные мелодии, не утратив своей природной безыскусственности, обрамлены кружевом виртуозного вокального письма, требующего от исполнителей развитой певческой техники и высокого артистизма.
Композитор сотрудничал и с коллективами из районов Карелии: Сегозерским, Ведлозерским и Петровским народными хорами, народной хоровой капеллой Дворца культуры и техники "Машиностроитель".
В творческом наследии Голланда произведения разных жанров, но наиболее полно и разносторонне он проявил себя в песенном творчестве. В памяти слушателей надолго остались шуточные песни, которые можно охарактеризовать как юмористические вокальные миниатюры: "Суд над ершом", "Ворона", "Ивана пойка" и другие. Будучи блестящим пианистом, Голланд насыщал яркой образностью фортепианную партию, зачастую требующую виртуозного владения инструментом.
Театр – другая глубокая и постоянная привязанность Голланда. Он написал музыку почти к 80 постановкам Русского драматического театра, а одним из любимых жанров композитора была оперетта. "Маскарад в лесу", "Ребята настоящие", "А любовь – красота", " Возраст женщины" (совместно с Г.Синисало) – оперетты, в которых Голланд смог реализовать возможности синтеза вокального и хореографического, комического и лирического, привлечения разнообразных массово-бытовых и эстрадных жанров.