Карелия – республика танцующая. Здесь нет ни одного человека, кто не любил бы танцев и сам не пробовал танцевать. Сегодня самая любимая из форм отдыха молодежи – дискотека, т.е. танцы. А старшее поколение вообще не представляет свою жизнь без танцев. Может быть, поэтому жителя Карелии или проще и обобщеннее – карела, – узнать можно издали, по походке – ровной, четкой, равномерной, да и любого танцора узнаешь по ладной, тренированной танцем фигуре или по тому даже, как грациозно, пластично и непринужденно молодые парни и мужики открывают дверь перед девушками и женщинами. Словом, карел без танцев – не карел.
В профессию хореографа и танцора с 1937 г. – времени создания в Государственном национальном ансамбле «Кантеле» самостоятельного хореографического направления приходят люди с горящими глазами, легким и ладным телом и очень светлой и радостной душой. Василий Иванович Кононов стал первым профессиональным хореографом нашей республики и его положение лидера и сегодня остается незыблемым.
Почему? Дискуссионно? Попробуем разобраться в этом.
Аргумент первый.
Василий Иванович Кононов уроженец нашей республики.
Его появление на свет происходило деревне Другая Река под веселый шум молодежи, которая по избам готовила вскладчину угощение, варила кашу и, согласно старинным вепсским обрядам, «морозила» ее (оберегали будущий урожай от заморозков). Девушки под вечер начинали гадать о женихах, замужестве и деторождении. Появление новорожденного мальчика в вепсской семье Ивана Кононова в праздник св. Василия Кесарийского сулило всей семье, всему роду, да и деревне Другая Река благополучие и достаток. Младенца крестили и нарекли в честь святого небесного покровителя Василием. Но не знали родители и соседи новорожденного, что их не очень большой деревне святой Василий Кесарийский, покровитель музыкантов, подарил гения. Василий Кононов своей жизнью оправдал надежды своего небесного хранителя: он основал в 1936 г. лучший хор вепсского народа, а с 1937 г. принял на свои плечи тяжелую ношу по созданию и развитию национальной хореографии Карелии.
Аргумент второй.
Первым из коренных жителей Карелии получил театральное образование в области постановки танцев.
В ранней юности Василий Кононов поработал в сельском хозяйстве, на обязательных для сельской молодежи лесозаготовках, а в 16 лет, окончив школу, заступил на должность ученика матроса, работал на добыче местного габродиабаза. В 1923 г. он отправился на строительство Кондопожской бумагоделательной фабрики. Через год вернулся домой и трудился на разных должностях, в том числе заведующим фермой, каменщиком и каменотесом на разработках диабаза в Шелтозерском районе пять лет, до 1929 г.
Он был активистом в деле пропаганды грамотности среди местного населения, участником художественной самодеятельности, в том числе, лидером местного драматического кружка. Решением завкома в 1929 г. В.И. Кононов был направлен на учебу в Москву в театральный техникум.
Об этом театральном техникуме необходимо рассказать отдельно.
В 1924 г. театральные институты Москвы и Ленинграда из-за выявленных советской властью недостатков в образовании молодежи были закрыты Декретом Совнаркома. Однако у правил бывают иногда исключения: ГИТИСу было разрешено в ускоренном порядке довести и выпустить обучающихся студентов. В 1925 г. на базе ГИТИСа был создан Центральный техникум театрального искусства (ЦеТИС) с четырехгодичным курсом обучения. Этот техникум был призван готовить «мастеров высшей квалификации» для руководства растущими повсеместно в избах-читальнях и домах культуры театральными коллективами советских трудящихся. В ЦеТИСе работали два отделения – музыкально-драматическое (т.е. оперное) и драматическое по специальностям: актер, режиссер, клубно-инструкторское и педагогическое дело. Численность студентов ЦеТИСа в сравнении с ГИТИСом образца 1924 г. возросла вдвое.
Профессура и преподаватели ГИТИСа остались работать в новом техникуме. Учебный план ЦеТИСа по насыщенности предметами, а так же по качеству преподавания превосходили многие творческие ВУЗы той поры. В ходе многочисленных дискуссий о театральном образовании 1 октября 1931 г. решением Совнаркома на базе теперь уже ЦеТИСа был вновь создан театральный ВУЗ с названием ГИТИС.
Василий Кононов начал учебу в 1930 г. в ЦеТИСе на факультете Режиссуры малых форм театра по специальности «Постановщик танцев» и завершил свое профессиональное образование в 1932 г. В анкетах
В.И. Кононов писал, что ушел с 3 курса техникума в связи с реорганизацией учебного заведения. Таким образом, естественным является вывод о том, что В.И. Кононов завершил свою учебу в ускоренном режиме – четыре учебных года за два. Подобное положение вещей в те далекие времена было обычным. Так В.И.Кононов стал первым в истории вепсом, получившим элитарное специальное художественное образование!
Во всех анкетах и характеристиках В.И. Кононова приводится факт его деятельности на практике в МТС г. Смоленска как специалиста в области культурно-художественной работы – бригадира агит-художественной бригады. В 1932 г. он командируется Центральным Комитетом Союза Сельхозрабочих СССР в Западную область (современные территории Смоленской и Ржевской областей) для оказания практической помощи в проведении культурно-массовой работы в МТС. И все-таки, В.И. Кононова потянуло домой, в Карелию.
Почти два года (1933–1935) В.И. Кононов отработал художественным руководителем в Пудожском районном Доме культуры и создал замечательную самодеятельность в п. Шала. Осенью 1935 г. Василий Иванович вернулся в родное Шелтозерье. Здесь, в клубе Онежских рудоразработок в д. Ропручей (с. Рыбрека) с актуальным в те времена названием «Пролетарская кузница» организовал художественную бригаду. В этом же году он переезжает в райцентр, в село Шелтозеро, где создает агитбригаду «Синяя блуза» и драматический кружок. Работал он много: каждую неделю нужно было «выдавать» рабочим и селянам то новую программу агитбригады, то спектакль драмкружка.
К этому времени в Карелии уже прошли две республиканские Олимпиады художественной самодеятельности и спорта (1931 и 1935 гг.). Поговаривали, что весной 1937 г. состоится крупное мероприятие Карелии в Ленинграде. Перед В.И. Кононовым была поставлена задача – организовать из местного населения хор. Почему хор? В Ленинграде с 1927 г. профсоюзами ежегодно проводились хоровые олимпиады. Нужно было и Карелии не ударить в грязь лицом в северной столице СССР. Молодой специалист ходил по домам Шелтозера и уговаривал местных певуний приходить петь в клуб, который располагался в местной церкви. Женщинам сначала было боязно, а потом… Словом, уломал Василий Иванович человек 20. Собирал он хор целых два с половиной месяца!
Пели женщины так, что любой специалист мог заслушаться! А вот костюмов не было. И придумал Василий Иванович нестандартный ход – предложил своим хористкам одеться как на Святки, т.е. надеть на себя несколько нижних рубах с богатыми вышивками по подолу и поясом закрепить по бокам два полотенца. Женщинам сразу психологически стало легче – на сцене петь – это как ряжеными по деревне ходить! Но Василий Иванович никак не мог угомониться – песню на сцене необходимо было правильно «подать» публике. Решение пришло быстро, из быта вепсских женщин. Старинные вепсские песни Вепсский хор стал петь и, как на женских беседах – петь и прясть на прялицах куделю. Затем они забрасывали прялки и танцевали знаменитую вепсскую «Шестерку».
Хор на Декаде карельского искусства и литературы в Ленинграде в марте 1937 г. имел грандиозный успех! А мы, продолжатели первых советских культработников получили «вечный» и всегда беспроигрышный режиссерский ход при разработке программ концертов фольклорных коллективов – беседу с прялками, переходящую в танцы – режиссерскую находку В.И.Кононова.
На Декаде в Ленинграде выступал и новый государственный коллектив – ансамбль «Кантеле» (создан 1 июня 1936 г.). Руководителю «Кантеле» В.П. Гудкову понравилась сценическая работа Вепсского хора, понравился В.И. Кононов, имевший к тому же высшее театральное образование по специальности «постановщик танцев». Уже в мае 1937 г. В.И. Кононов работал по специальности в молодом и перспективном коллективе «Кантеле». Главной его задачей в предвоенный период работы в ансамбле было создание специализированной танцевальной группы. Такая группа была сформирована к 1940-му году.
Замечу, что Вепсский народный хор оставался для Василия Ивановича первой любовью. Он ставил танцы в этом коллективе всю свою творческую жизнь – с 1937 по 1980-е гг.
Аргумент третий.
Василий Иванович Кононов стал балетмейстером не случайно. Он имел глубочайшие знания и богатый опыт в этой области художественного творчества.
В ГИТИС 1923 г. на правах факультета влился Государственный практический институт хореографии (ГПИХ). На факультете хореографии успешно работали мастерские драматического балета, синтетического танца, пантомимы и классического танца. При административных преобразованиях с хореографическим факультетом, точнее с педагогами факультета, произошло то же, что и с профессурой и преподавателями ГИТИСа 1924 г.: факультет ликвидировали, а педагоги продолжали успешно воспитывать кадры в театральном техникуме, в ЦеТИСе, а потом снова – в ГИТИСе. Студент Кононов получил за время обучения мощную специальную хореографическую подготовку, как, впрочем, подготовку режиссерскую и психолого-педагогическую. Эти навыки с 1937 г. стали в профессиональной деятельности В.И. Кононова главными.
Аргумент четвертый.
Постановки.
За свою творческую жизнь Василий Иванович Кононов поставил, по меньшей мере, более пятидесяти (!) оригинальных танцев и танцевальных сюит только на базе ансамбля «Кантеле». Не удивлюсь, если поиски в архиве «Кантеле» покажут, что поставленных им танцев было намного больше: ни балетмейстер, ни окружавшие его люди никогда не вели учет его хореографических работ. Тем не менее, все в Карелии знали, что в самых важных для Карелии культурных мероприятиях постановки танцев и хореографических сюит всегда поручались В.И. Кононову. И он с честью и высоким профессионализмом всегда справлялся с поставленной творческой задачей. В ряду таких важных мероприятий необходимо назвать: Всероссийский смотр музыкальной и хореографической самодеятельности в Москве (1946), Неделю карело-финской музыки и танца в Москве (1951), Фестиваль молодежи и студентов в Берлине (1951), Декаду карельского искусства в Москве (1959), Всесоюзный смотр самодеятельного искусства, посвященный 50-летию советской власти в Москве, концерты ансамбля «Кантеле» в Швеции, Норвегии, Дании, во многих регионах бывшего СССР.
Василий Иванович в 1966–1983 гг. много работал с самодеятельными коллективами. Так, он успешно ставил танцы в коллективе ДК Сегежского бумкомбината, в 1968–1973 гг. был одним из основателей хореографического ансамбля профтехобразования «Руна». Любили «своего» балетмейстера участницы хоровой самодеятельности Петрозаводской Знак почета Слюдяной фабрики им. 8-го Марта. В 1970-е гг. хореографа пригласил к работе ансамбль Карельской госфилармонии «Русская удаль». В.И. Кононов с огромным удовольствием ставил танцы в Вепсском народном хоре, в Олонецком народном хоре «Карельская береза» и других коллективах.
Аргумент пятый.
Творчеству В.И. Кононова присуща индивидуальная творческая стилистика как основоположнику национальной хореографии Карелии.
На протяжении творческого пути Кононов познавал хореографию традиционную вепсского, карельского, русского народов Карелии, особенно кадрили, ланцы, переплясы под частушки, поморские хороводы. Наблюдения за разнообразием лексики, рисунков, характера танцев местных хореографических стилей, психологии взаимоотношений партнеров в танце с одной стороны послужили хореографу базой для создания индивидуального авторского почерка постановок, с другой – позволили найти оптимальные формы художественного обобщения, слияния и взаимопроникновения норм традиции с достижениями современного ему хореографического искусства. В.И. Кононов выработал требования к национальному сценическому танцу, основой которого являются шаговые, слегка пружинящие (так называемые рессорные) формы моторики во всем жанровом разнообразии, опора танцора на полную стопу, батман до 45º, прямой корпус танцора, постоянно движущиеся, но не высоко поднятые руки (в целях создания яркого, выпуклого образа, допускались исключения), целомудренные и выразительные жесты.
Кононов требовал от исполнителей «проживания» образа, избегая при этом излишеств в мимике, пантомиме, пластике, рисунке танцев, требовал выработки чувства «локтя» партнеров.
Строгие требования предъявлялись к драматургии танца, для которой обязательны были завязка, кульминация и развязка. Драматургия, как и рисунок танца, вырастала из единого ядра, которым могли быть характерный жест, манера движений, анатомические особенности танцора, задействованная в постановке атрибутика (ложки, платок) и т.п. В процессе развертывания ядра балетмейстер создавал принципиально сдержанными, экономными средствами сценические образы – обобщенные характеры и психологические портреты. В.И. Кононов сознательно избегал развлекательности, пародийности, красивости и необоснованной орнаментальности танца.
Эстетическим кредо постановщика было создание сцен народной жизни путем соединения «высокого романтизма вымысла и реальности жизненных наблюдений» (И.В. Смирнов).
Знаменитый карельский балетмейстер В.Г. Мальми пишет о танцах Василия Ивановича так: «Лексика танцев Кононова предельно проста – обыкновенный шаг с множеством оттенков: беговой, плавный, крадущийся, раскачивающийся, прыжковый, синкопированный. Все это, в сочетании с «неумолкающими» руками, дает возможность зримо ощутить характерность персонажей из народа, колорит местного быта...».
Профессионализм хореографических постановок В.И. Кононова привлек внимание известного балетмейстера, создателя Государственного ансамбля народного танца СССР Игоря Моисеева. В 1951–1952 гг. карельский хореограф поставил для ансамбля несколько своих танцев.
Аргумент шестой.
Глубокие знания традиционной хореографии народов Карелии и богатый творческий опыт подготовили В.И.Кононова к работе с И.В. Смирновым – хореографом, постановщиком первого национального балета Карелии «Сампо» на музыку Г.Н. Синисало (1959 г.). Василий Иванович рассказывал и показывал И.В. Смирнову особенности движений в тех или иных локальных группах карельского, вепсского, русского населения нашей республики. Предлагал свои решения. На основе общения с В.И. Кононовым балетмейстер И.В. Смирнов создал не только два балета на музыку Г.Н. Синисало – «Сампо» и «Кижскую легенду» (1973 г.), но и книгу «Танцует Карелия» (Петрозаводск, 1977 г.). Первый раздел книги полностью основывается на знаниях и опыте В.И. Кононова в области традиционной хореографии народов нашей республики. Смирнов выделяет 5 регионов, имеющих локальные особенности. В настоящее время деление территории нашей республики на локальные традиции более сложное. Значительно углубился и взгляд на некоторые специфические особенности формирования хореографических этнолокальных стилей на основе изучения традиций исследователями последних десятилетий.
Аргумент седьмой.
Создание своей школы.
Этот аргумент является для основателя национальной хореографии Карелии одним из важнейших. Он воспитал множество своих последователей и танцоров – приверженцев его эстетики танца.
На протяжении 28 лет деятельности в качестве балетмейстера в ансамбле «Кантеле» он воспитал плеяду блестящих танцоров, представлявших национальную хореографию Карелии на международном, всесоюзном, всероссийском уровнях: А.М. Арифметикова (Шенкман), Э.А. Баландис, М.И. Гаврилов, Л.В. Державина, Е.И. Изотова, А.С. Исакова (Резнева), Ф.В. Козин, А.Л. Куйккин, Н. Н. Кондратьева, М.И. Кунич, С.И. Кяргин, Ю.С. Плахт, Т.Н. Перхина, Т.Р. Пчелина (Чейда), П.И. Сарафанов, В.Н. Тарабукин, И.А. Хаатая (Ранта, Коронен), Р.А. Хардыкайнен, И.А. Хюппенен и другие.
Во многих крупных творческих коллективах 1960–2010-х гг. работали и продолжают работать последователи Василия Ивановича Кононова. Сейчас их деятельность связана с танцами многих народов, проживающих в Карелии. Но, несомненным остается то, что эти постановщики работают в области реалистичного народного танца и их творчество всегда востребовано. Они с первых шагов в области народной хореографии всегда опирались на эстетику, драматургию, лексику хореографии В.И. Кононова. Сегодня они достойно продолжают его дело.
Аргумент восьмой.
Награды
Василий Иванович Кононов является народным артистом КАССР, заслуженным деятелем искусств РСФСР; награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд»; дважды отмечен Почетной грамотой Президиума Верховного Совета КАССР.
Аргументы, которые приведены выше, «работают» в пользу мнения о деятельности Василия Ивановича Кононова как основоположника национальной хореографии в Республике Карелия. Перечисление заслуг
В.И. Кононова возможно было бы продолжить. Мы просим это сделать людей, которые знали Василия Ивановича, тех, кто знаком с творчеством хореографа-гения.
Откликнитесь, знатоки и ценители его таланта! Расскажите на нашем сайте о своих встречах со знаменитым земляком или поделитесь с нами своими воспоминаниями.