В современном Национальном ансамбле песни и танца Карелии «Кантеле» много делается для увековечения памяти основателя ансамбля В.П. Гудкова и его соратников. И все-таки, изучение проблем развития исполнительства на хроматическом кантеле требует от нас, живущих в ХХI веке, возобновления наших знаний о прошедшем, т.к. время позволяет взглянуть на прошлое с позиций актуальных вопросов современности и заново оценить вклад каждого из специалистов, работавших в «Кантеле».
Сегодня жителям Карелии (и не только Карелии) не нужно объяснять, что это такое кантеле. Кантеле стало неофициальным символом национальной культуры нашего края. Жители Республики Карелия имеют возможность услышать завораживающие звуки инструмента у себя дома – в столице республики, в районных центрах, селах, в Домах культуры и школах. Желающие играть на хроматическом кантеле имеют реальную возможность обучения. Есть сегодня и записи лучших репертуарных произведений для кантеле и они доступны каждому; есть прекрасный сайт в Интернете по истории «Кантеле». И все-таки…
Много лет меня как исследователя национальной культуры Карелии тревожит какая-то недосказанность, недооцененность творчества Тойво Потаповича Вайнонена. Я, к сожалению, не была знакома с ним лично, но слышала его игру в тесных классах Петрозаводской консерватории[1], слушала игру его учеников, общалась со многими из них, имела счастье беседовать и с его женой, легендарной певицей Сиркой Андреевной Риккой. В моих рабочих тетрадях сохранились некоторые выписки из документов по истории ансамбля «Кантеле», хранящихся в Центральном Государственном архиве Республики Карелия. Поделюсь своими размышлениями о прекрасном человеке, великолепном исполнителе и педагоге.
Тойво Потапович Вайнонен, заслуженный артист КФССР (1947), народный артист КАССР (1971) родился в деревне Жоржини (сегодня Жоржино) Тосненского района Ленинградской области. Еще в 1896 г. эта деревушка называлась иначе – Савколово или по-фински Савота. Это название указывает на то, что предки жителей деревни были в прошлом выходцами с территории Саво Финляндии. Однако, это забылось обитателями Савоты-Жоржино уже в ХIХ веке. Деревушка была крохотная – всего-то пять домов – сорок жителей! Жили бедно: растили на скудных полях лен для домашней одежды, овес да картошку. Не упускали случая подзаработать на ягодах, которых в округе было немало, да грибах. Женщины и подростки драли кору с деревьев, сушили ее, толкли и порошок везли на кожевенные заводы в Санкт-Петербург. Жители деревушки часто между собой говорили о том, что далековато живут они от города – молоко, которого производили достаточно, за 60 с лишним верст не довезешь свежим. Можно продавать в городе только масло домашнее да сметану. Дети бегали в финскую школу за два километра, а в церковь ездили по большим праздникам. 1920-е и начало 1930-х годов были неспокойным временем для ингерманландцев: образовывались колхозы[2], появился новый Всеволожский национальный район. Но вскоре, в 1936 году Карельский перешеек стали «очищать» от финнов. Молодых парней призвали в ряды Красной Армии[3], а семьи подверглись насильственному переселению. Тойво Вайнонен попал в Карелию, в Петрозаводск, в стрелковую бригаду Красной Армии. Здесь он впервые увидел и услышал новый музыкальный инструмент – хроматическое кантеле. На нем музыкант и поэт Виктор Пантелеймонович Гудков учил играть сослуживцев Вайнонена[4]. Но что-то не вышло из задуманного и оркестр из солдат – кантелистов после поездки в Ленинград быстро распался[5]. Не успел Тойво Вайнонен придти в оркестр! Но желание научиться игре на кантеле не оставило его. Уже в 1938 году[6], так свидетельствуют документы, Тойво Вайнонен поступает в музыкальное училище в класс кантеле к самому Виктору Пантелеймоновичу Гудкову! По отзывам учителя, Тойво являлся одним из лучших кантелистов. Эту высокую оценку по достоинству можно оценить зная с кем сравнивает В.П. Гудков молодого музыканта: на одном курсе с Вайноненом учились Кертту Вильянен, Максим Гаврилов, Гельмер Синисало, Милдред Росси, Владимир Салоп и другие.
Служба в Красной Армии фактически спасла Тойво Вайнонена и его однокурсника по музыкальному училищу и, фактически, земляка, эстонца Владимира Салопа от тяжелой участи родных – выселение из родного дома, поражение в правах по национальному признаку, годы скитаний и лишений…
Cо второго курса музыкального училища в начале 1939-1940 учебного г.[7] оба музыканта были призваны в ряды Красной Армии и отправлены на Карельский перешеек[8]. Очевидцы момент призыва и первых шагов на фронте описывают так: «Их, новобранцев, собрали в здании петрозаводского пединститута, раздели до нательного белья и переодели в форму, мало напоминавшую красноармейскую[9]. Даже для рядовых выдали не какие-нибудь кирзачи, а яловые сапоги, галифе, гимнастерку из настоящего сукна, на шапке отсутствовала звездочка. Оказалось, что призывникам предстоит стать ядром организуемой новой финской армии. Поэтому в ее рядах были в основном ингерманландцы. Некоторых в Петрозаводск привезли из других регионов страны. Ночью их привели на железнодорожный вокзал, погрузили не в теплушки, а в спальные вагоны.
Никто не знал, куда отправляется это новоиспеченное войско. Поезд тронулся в южном направлении. И только после Волховстроя по радио было сообщено, что началась война с буржуазной Финляндией и наши войска продвинулись на 6 километров от границы. Потом были и 10 и 20 км. Прибыли в район нынешнего Зеленограда, находящегося под Ленинградом»[10].Служили они в 1 горнострелковом корпусе[11] , составившем основу так называемой «Финской народной армии» в структуре 7-ой армии Северо-Западного фронта[12]. В.П. Гудков описывает события этого времени так: «Наш ансамбль присоединили к группе, руководство которой разрешило позвать в ансамбль воинов Красной Армии из группы любителей. Таким образом, художественные возможности нашего ансамбля расширились... Постоянным местом дислокации был Териоки[13]. Первые концерты давали в бывшем военном доме, который был переделан в клуб отдела N-группы... С нами был композитор Калле Раутио, который неустанно делал новые и новые обработки для кантеле-оркестра. Также много работы проделал для разучивания песен С.Н.Озеров. Нашими солистами были С. Рикка, Н. Тарасова /Кондратьева/, Н. Максимова, И.В. Коватев, Г. Хиукайнен, выступали на концертах с Х.И. Мальми и В.И. Кононовым <...> Нас отправили в находящийся рядом с Выборгом маленький городок Тронгсунт, где мы выступали перед проходящими войсками... В Тронгсунте[14] закончилась наша работа в действующей армии»[15].
Тогда же, вероятно в ансамбль «Кантеле» В.П. Гудков пригласил кантелистов из своего класса кантеле в Петрозаводском музыкальном училище – Тойво Вайнонена и Владимира Салопа.
Много интересных документов можно отыскать в фонде 2150 Центрального государственного архива Республики Карелия. Однако, эти документы требуют дополнительных исследований. Так, например, необыкновенно информативен оказался для нас «Список работников Госфилармонии на 1940-41 гг.»[16][17]. В этом списке помимо фамилии, имени и отчества работника указывается занимаемая им должность, зарплата, время поступления в штат и время увольнения («ухода» - как определена графа в документе), а так же адрес проживания. Так, например, В.П. Гудков был оформлен на работу в ансамбль «Кантеле» 1 марта 1937 г., а в скобках указана дата начала деятельности исследователя в г. Петрозаводске – 1 сентября 1932 г. В 1940 году В.П. Гудков, как и В.И. Кононов, хореограф ансамбля, уже проживали в новых квартирах в доме №3 по Закаменному переулку (В.П. Гудков в квартире № 1, а В.И. Кононов – в квартире № 7). Сиркка Андреевна Рикка была принята в штат Госфилармонии как «певица» 14 апреля 1940 г. В этот же день приняты на работу в «Кантеле» Тойво Потапович Вайнонен на должность концертмейстера вторых прим, Милред Карловна Линдстрем в состав первых прим, Тюне Васильевна Пулккинен[18] в группу вторых прим. Пятью днями позже в группу первых альтов принимается в штат «Кантеле» Матвей Михайлович Кирьянов. Любопытно, что составитель «Списка» оставил пометку «уволен в РУИ». Это означало, что М.М.Кирьянов был представителем того самого пополнения ансамбля «Кантеле» музыкантами из состава «Финской народной армии» (о нем писал В.П. Гудков). Владимир Оскарович Салоп был принят в штат Госфилармонии 20 апреля 1940 г. на должность «второй цитры».
Этот же «список» содержит данные об адресах проживания артистов: В.П. Вайнонен и В.О. Салоп жили вместе в квартире № 2 дома 38 по улице Урицкого. Они могли и на работе, и дома обсуждать не только события в ансамбле «Кантеле»; они были единомышленниками В.П. Гудкова в деле совершенствования хроматического кантеле и техники исполнительства на нем и неустанно обсуждали все детали этого сложного процесса.
Буквально с первых минут своей «официальной работы в «Кантеле» Т.П. Вайнонен стал главным и на долгие годы практически единственным учителем новичков по классу кантеле. Он освободил от этой обязанности руководителя ансамбля В.П. Гудкова. На основе «невысказанного» контекста архивных документов посмею предположить, что такой работой в ансамбле Т.П. Вайнонен занимался уже с момента своего прихода в ансамбль. Приведу список учеников Т.П. Вайнонена[19] в ансамбле «Кантеле», имена которых удалось нам установить.
- 1.Шестаков Александр Матвеевич (08.08.1940. Прима II);
- 2.Нестерова Таисия Николаевна (15.08.1940. - Уволена. Прима II);
- 3.Александрова Полина Георгиевна (28.08.1940. Уволена. Прима I);
- 4.Легкая Раиса Ивановна (01.09.1940-21.11.1940);
- 5.Балахонина Ольга Михайловна (24.09.1940 – 16.07.1941 Альт I) (?);
- 6.Устинов Борис Кириллович (07.10.1940 Прима I[20]. Зачислен в штат ансамбля в Госфилармонии 14.01.1941);
- 7.Кярня Михаил Иванович (01.11.1940 – 16.07.1941. Прима II);
- 8.Тупышев Павел Николаевич (01.11.1940 – 16.07.1941. Прима II);
- 9.Агапитова Екатерина Васильевна (5.11.1940 – 16.07.1941. Альт II) (?);
- 10.Озерова Вера Ивановна (08.01.1941 – 18.07.1941. Прима II);
- 11.Макаров И.С.(18.03.1941 – 16.07.1941)
- 12.Росси Алмо Адамовна (18.04.1941).
- 13. Раутио(Рауфала) Эйла (1946)
- 14. Антышева (Бутенева) Татьяна (1947-1949);
- 15. Быданова (Матюкова) Лилия (кон. 1940-х – нач. 1950-х);
- 16. Пирхонен Ханна (1960-е)
- 17. Шайтанова З. (1952-1956);
- 18. Иванова Т. (1952-1956);
- 19. Матвеева (Арефьева) Валентина Николаевна(1967-1968; 1970-1974; 1981-1983);
- 20. Акулишнина Наталья Павловна (08. 1974-1980);
- 21.Ломако – Мастафанова - Теппонен Ирма Николаевна (1970-1980 –е);
- 22. Матвеева Елена Александровна(1970-е-1982 - 1984);
- 23. Жейкова Елена Михайловна (1979-1984);
- 24. Иванов Александр ( 1970-80-е);
- 25. Сахарова (Гудкова) Александра (1983-1984);
- 26. Бедняк Виктор Иванович (1978-1979);
- 27. Николаева Ирина Николаевна (1978-1979);
- 28. Бирюкова Наталья Павловна (1978-1979);
- 29. Семаков Сергей Владимирович (1982-1984).