Версия для
слабовидящих
 

Национальный ансамбль песни и танца Карелии 

«КАНТЕЛЕ»

- Национальный ансамбль песни и танца Карелии "Кантеле" -

185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Карла Маркса, д. 6

Приемная директора: +7 (814-2) 55-91-05

Заказ билетов: +7 (814-2) 55-91-05

dom.kantele@yandex.ru

И.Б.Семакова, О двух параметрах деки долбленого кантеле в свете традиционных мер длины

13 марта 2021 г.

Традиционные музыкальные инструменты карелов кантеле изготавливались, как правило, самими исполнителями или деревенскими мастерами для конкретного исполнителя. Инструменты, как особая родовая ценность, оберег, символ особых социально-родовых качеств/статуса[1]  владельца, могли передаваться по наследству в рамках рода. Крайне редко, преимущественно в ХХ веке, карельские традиционные кантеле изготавливались посторонним людям «на заказ». Подобный подход к созданию инструмента обуславливал максимальную адаптацию его к физическим особенностям исполнителя – строению тела, особенностям моторики рук, исполняемому репертуару.

Анализ имеющихся в нашем распоряжении обмеров 75 традиционных кантеле карелов (62), ингермандландцев (11) води (2) и финнов (20, из них: из Саво -5, из Саариярви – 1) позволил предположить, что при изготовлении инструментов мастерами/исполнителями использовалась дометрические системы измерения длины, активно использовавшиеся в быту прибалто-финнов еще в последней трети ХХ века. Эта система мер у карелов, как впрочем, и у многих других народов, не исследована. Сведения о ней мы получили из общения с носителями традиционной карельской культуры, некоторых интересных высказываний информаторов, помещенных в словарях карельского языка. Мы предположили, что до 1918 года на территории Российской империи, включавшей в состав и Великое княжество Финляндское, и земли Карелии, Ингерманландии, была распространена система прямых линейных неметрических или дометрических (не десятичных) мер длины. Эту систему на основе словарей и справочников[2] мы попытались мы попытались реконструировать и дополнить собственными сведениями.

Таблица традиционных русских мер длины[3]

№ п/п

Мера длины

Соответствие

мерам длины

в своей системе мер

Соответствие десятерич

ным мерам длины

Соответствие частям тела человека

Употребление

Время

употребления

1.

Миля

7 верст

7,4676 км

-

Измерение расстояния

До 20 в.

2.

Морская миля

 

1,852 км

-

Измерение расстояния - употребляется в морском деле

До наших дней

3.

Верста

500 саженей

1,0668 км

-

Измерение расстояния

До 20 в.

4.

Верста межевая

1000 саженей

2, 1336 км

-

Употребляется в межевании,

Для определения расстояния между населенными пунктами

До 20 в.

5.

Сажень

3 аршина; 12 четвертей;

7 футов; 100 соток

2, 1336 м

(2,134 м)

-

Погон

ная мера

Древне

русская мера

6.

Сажень маховая

2 и ½ аршина

1,76 м

В размах обеих рук, по концы средних пальцев

Измерение длины

Древне

русская мера

7.

Сажень косая

ок. 3 аршин

2,48 м

От ножной пятки (от носка левой ноги) до конца поднятой вверх руки (среднего пальца) противоположной стороны

Измерение длины

Древне

русская мера

8.

Морская сажень

 

1,83 м

Используется в морском деле

Измерение расстояния

До наших дней

9.

Аршин

4 четверти

( пяди);

16 вершков; 28 дюймов;

1/3 сажени; 2и1/3фута

0,711 м = 71,12 см

Длина всей руки от плеча или вольный шаг человека

Погонная мера. Для измерения изготовлялись палка, прут, тесьма в данную меру

Древне

русская мера,

п 16 -20 вв.

10.

Длань

(ладонь, пясть с пальцами, рука, кисть, лапа)

 

7-11 см

Ширина ладони

Измерение длины

Древне

русская мера

11.

Локоть

 

 

38-46 см

Длина локтевой кости человека (включая

кисть с пальцами)

Измерение длины

Древне

русская мера

12.

Пядь (пяде́нь,пяда΄) = Четверть

¼ аршина;

4 вершка

17,78 см

Расстояние между концами вытянутых указательного и большого пальцев руки

Измерение длины

Древнерусская мера

13.

Пядень с кувыр

ком

5 вершков

22,225 см

Пядень с прибавкою двух суставов указатель-

ного пальца

Измерение длины

Древне

русская мера

14.

Вершок

1 и ¾ дюйма; 1/4 пяди

4,45 см

2 верхние фаланги указательного пальца руки

Измерение длины

Древне

русская мера

15.

Фут

(точная мера)

1/12 сажени

12 дюймов;

0,3048 м =

304,8 мм

Ступня человека

Измерение длины

16-20 вв.

16.

Дюйм

(точная мера)

1/12

фута;

10 линий

2,54 см = 25,4 мм

Большой палец руки

Измерение длины

16-20 вв.

17.

Линия

(точная мера)

10 точек;

1/12 дюйма

2,54 мм

Белая часть ногтя

Измерение длины

16-20 вв.

18.

Точка

(точная мера)

1/10 линии

0,254 мм = 254 мкм

Отчерк ногтя

Измерение длины

16-20 вв.

Каждый народ в процессе жизнедеятельности выработал и использовал собственную систему мер, в том числе длины. Эта система могла подразделяться и по полой принадлежности – система женских мер, система мужских мер и система общеупотребительных мер. Та или иная мерная система, употребляемая для измерения человека, всего живого, а так же сакральных предметов могла носить магический характер, как это свойственно карельскому народу. Это обстоятельство особенно важно учитывать исследователю, т.к. для архаичных явлений этнической культуры очень важно точное воспроизведение мастером сакрального предмета-образца – охотничьего орудия или приспособления, жилища, утвари и т.п. В данном контексте уместно вспомнить о магическом ритуале так называемого «меряния» новорожденного бабкой или повитухой. Этот обряд проводился на пороге бани или избы во время мытья ребенка. Мерянием проверялась гармоничность развития тела младенца, т.е. его жизнеспособность. Во время меряния бабка через спину соединяла «накрест» (по диагонали) ступню ноги ребенка с ладонью протипоположной руки. «Крестом» накладывались раскрытые ладони бабки, с пальцами, направленными на родничок, на голову младенца в направлениях: лоб-затылок - уши. Затем руки бабки аналогичным образом накладывались так же «крестом» на висок-заушье. Во время этого ритуала одновременно «правилась», т.е. округлялась форма головки ребенка. По диагонали «крестом» со стороны живота ребенка соединялись коленка с локтем руки младенца. Завершалась процедура меряния измерением пядью, дланью и суставами пальцев («в длину» и «в ширину») роста младенца, пропорциональность длин рук, ног, плечей и т.д. Эта процедура сочеталась с легким массажем – поглаживанием-распрямлением, потряхиванием рук и ног, во время которого бабка держала лежащего на спине ребенка за кончики пальцев рук и ног. Для облегчения массажных процедур руки бабки были намылены (кроме приема потряхивания).

Женские меры длины связаны с длиной прядимой нити или нити для шитья, вышивания. Длина нити не должна превышать расстояния отведения согнутой в локте и поднятой вверх руки (с кистью) мастерицы. По нашим измерениям эта мера соответствовала примерно 55–65 см. Толщина прядимой нити измерялась при помощи ногтя, в том числе его белой части. Длина сотканной ткани измерялась при помощи локтевого сустава руки с присогнутыми в кулак пальцами. Эта мера соответствовала примерно 45–50 см. Женщинами так же широко использовались так же общепризнанные в России меры длины: аршин (лента в косу покупалась длиной в 2 аршина), сажень, пядь, пядь с кувырком, вершок.

Значительно меньше сведений нам известно по системе мужских мер. Так. В лесозаготовках широко применялось измерение аршином длины сваленных деревьев; поленница дров измерялась в саженях. При столярных работах в качестве измерительных инструментов выступали руки, пальцы, ногти мастера.

С этих позиций рассмотрим некоторые закономерности линейных неметрических мер длины, используемых мастерами/исполнителями кантеле.

Определенной неожиданностью для исследователя стала ранее неописанная в научной и методической литературе зависимость длины внутренней, прилежащей к исполнителю, длины деки кантеле и способа постановки (позиций) рук исполнителя. Мы считаем, что таких позиций было не менее трех: локтевая, лучезапястная, кистевая. Все они связаны с уровнем поднятия над инструментом локтя рук, прежде всего левой, исполнителя – величины «исполнительского рычага». Зависимость в этом вопросе такова: чем меньше длина деки, тем большим должен быть «исполнительский рычаг». Это означает, что руки исполнителя при малой длине «внутренней» кромке деки (от 28 до 40 (42) см у карелов, 25-36 см у ингерманландцев и 26-36 см – у финнов) должны быть свободны от плеча, т.е. исполнитель достаточно высоко и свободно отводит и перемещает в пространстве предплечье, локоть и кисть руки. В этом случае длина деки могла измеряться мастером длиной локтевой кости – от локтя до запястья (очень редко), локоть с кистью (наиболее распространенная длина) или от локтя до вторых суставов пальцев руки. Это соотношение длины внутренней деки и исполнительской позиции, на наш взгляд, самая поздняя, сформировавшаяся в последней трети ХIХ века. Именно в это время кантеле повсеместно у прибалто-финнов становится светским. Широко распространенным инструментом, призвание которого сопровождать новую, независимую от требований церкви, хореографию (парно-массовые танцы, сольные и групповые пляски с включением прыжков и акробатических приемов). Количество струн в таких инструментах стало увеличиваться до 10-13.

Тем не менее, самым распространенной исполнительской постановкой рук исполнителя у прибалто-финнов оставалась позиция, которую мы определили как «лучезапястная» - с опорой в нижней трети локтевой кисти рук исполнителя  на внутренней обечайке инструмента и крае деки. Подобное положение рук обеспечивает естественное положение плеча исполнителя (чуть «ввернутое» вовнутрь корпуса исполнителя), свободное округлое положение локтя и достаточно свободное, но «позиционное» движение кисти и пальцев исполнителя. Длина «внутренней» деки 10-13 (15) - струнных инструментов составляет 30 (30-38,5) - 41 см, что соответствует длине локтевой кости с кистью исполнителя и, реже, длине локтевой кости до вторых суставов пальцев.

Третья исполнительская постановка рук связана с группой малострунных (преимущественно пяти-шестиструнных) инструментов архаического строения, и инструментов с бо́льшим – 8-12 – количеством струн, выполненных по модели инструментов малострунных. Надо отметить, что в эту группу «с разрастанием» количества струн инструмента вошли инструменты из района Суоярви, что свидетельствует о желании исполнителей расширить репертуар наигрышей и желанием остаться в рамках старинной исполнительской манеры. Длина деки в этих ситуациях составляет 42-56 см, что может соответствовать длине локтевой кости с пальцами руки или длине предплечья и локтя (до запястья). В этой ситуации рука исполнителя опирается на обечайку инструмента в верхней трети локтевой кости исполнителя (на указательный палец ниже локтя). В «больших» суоярвских кантеле инструмент может не размещаться не только под углом к корпусу исполнителя, но так же располагаться на его коленях, а так же на столе.

Отметим, что во всех случаях исполнители никогда не опускают головы и не смотрят на струны инструмента.

Длина «внешней» деки инструмента так же представляет значительный исследовательский интерес.

В последней группе малострунных (и сделанных по их модели) традиционных кантеле длина «внешней» деки составляет от трети – половины до двух третей длины «внутренней деки». Это означает, что в группе присутствуют инструменты двух форм: старинные карельские инструменты тяготеют к «обостренности», магической «колючести» формы, в то время как инструменты другой группы тяготеют к обтеканию, сглаженности углов. Их возможно отнести к типу инструментов-кораблей.

В инструментах, которые мы выделили во вторую группу, с возможной «лучезапястной» постановкой рук исполнителя, длина «внешней» стороны деки тяготеет к двойному превышению длины  «внутренней» стороны деки. Ориентиром их длины является, на наш взгляд, аршин. Форма инструмента достаточно обострена. В этих инструментах возможно усмотреть тенденцию к унификации формы кантеле, приближении ее «правильной» трапеции. Заметим, что ширина инструментов в колковой части резко возрастает, что позволяет мастерам и далее совершенствовать конструкцию инструмента и способствовать развитию исполнительской техники на нем.

Первая из рассмотренных выше групп инструментов со значительным потенциалом для развития исполнительской техники тяготеет к гипертрофии признака «колючести» инструмента за счет резкого противопоставления длин «внутренней» и «внешней» сторон деки как 1, стремящийся к 3. Длина «внешней» стороны деки так же, как и во второй группе инструментов, стремиться к величине аршина.

В данной работе мы описали только некоторые аспекты аналитических изысканий по заявленной теме. Рассмотрение проблемы будет продолжено в других работах автора.

2007 г.

[1] Магических? Жреческих? – И.Семакова

Товар добавлен в корзину
Во время посещения сайта "kantele.ru" вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с этим. Нажмите на кнопку «Согласен», и уведомление исчезнет.