Источник: https://kantele.ru/ansambl/history/5900/7112/7163/

Первым, кто обратился к изготовлению хроматического кантеле, был Элиас Лённрот – собиратель и первый издатель рун «Калевалы». В 1830-1840 годах им было изготовлено два хроматических кантеле, одно из которых сейчас хранится в музее в Финляндии.
Струны у этого инструмента находились на двух уровнях. Струны, соответствующие черным клавишам фортепиано, находились на более низком уровне, по сравнению с остальными струнами. Стержень был заменен подставкой.

Несмотря на изобретение Лённрота, кантеле в Финляндии оставались преимущественно инструментами с диатоническим строем. Многострунное кантеле с механизмом повышения высоты струн было изобретено Паулем Салминеным в 1920-х годах. Салминен создал концертный инструмент – с большим и высоким корпусом округлой формы, не характерными для традиционного кантеле, со специальным глушителем звука. Механизм, который крепится на кантеле, состоит из семи валиков- «повышателей». При помощи трех положений рычажков можно получить основной тон звука, повысить или понизить его на полтона. Работа рычажка регулируется свободной рукой исполнителя.
Деятельность Салминена и сам его инструмент значительно повлияли на современные стили игры на кантеле в Финляндии. Кантеле Салминена широко признано в музыкальной педагогике, игра на нем преподается во многих учебных заведениях. Специально для этого инструмента И.Сопаненом была создана школа игры.
Эволюция инструмента, начавшаяся еще со времен Элиаса Лённрота – собирателя и первого издателя рун, имеет историю, протянувшуюся через века. Ведь кантеле, обладая необыкновенной красотой и лиричностью звучания, первоначально имело слабые возможности в передаче звука. И желание каждого мастера, принявшего с душой в свои руки инструмент – как-то ему помочь, усилить возможности, расцветить тональность. Так с годами появилось хроматическое кантеле…
Но, возможно, кантеле в нашей стране никогда бы не вышло на большую сцену, – а может быть, и вовсе дошло бы до наших дней только в качестве музейного экспоната столетней давности, – если бы не человек, имя которому – Виктор Гудков.

 

 

 

©2021 г. Национальный ансамбль песни и танца Карелии «Кантеле».

 

Все права защищены. 

 

При любом использовании материалов сайта ансамбля «Кантеле» обязательна ссылка на https://kantele.nubex.ru

 

vkontakte facebook odnoklassniki youtube instagram telegram soundcloud

Товар добавлен в корзину
Во время посещения сайта "kantele.ru" вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с этим. Нажмите на кнопку «Согласен», и уведомление исчезнет.